Если малыш может удержать карандаш, ему уже пора начинать рисовать или, по крайней мере, водить карандашом по бумаге.
Чиркать карандашом по бумаге скорее всего покажется малышу восхитительным новым занятием, однако в возбуждении ребенок принимается рисовать на чем угодно: на стенах, на полу, на книгах и мебели. Кроме того, малыш обязательно начнет грызть карандаш, мелки или фломастер, поэтому разрешайте заниматься художественным творчеством только под вашим присмотром. Лучше давать ребенку цветные мелки, а не карандаши и ручки. При этом меньше риска, что малыш поранится. Если мелок перестал скользить по бумаге и тянется в рот, пресеките это немедленно. Покажите, как им пользоваться, и скажите: «Это для рисования. Это не едят». Повторяйте это каждый раз, когда понадобится, однако, если малышу непременно хочется взять мелок в рот, прекратите рисовать и предложите ей немного поесть: «Видишь, это еда. Это можно есть».
Впрочем, никакая бдительность не помешает ребенку пару раз сунуть кусочек мелка в рот или чиркануть им по обоям. Поэтому убедитесь, что вы купили нетоксичные и хорошо смываемые мелки. Толстые мелки удобнее для маленьких детских пальчиков, однако малыши постарше предпочитают тонкие: рисунки получаются гораздо интересней.
Лучше всего «начинающим художникам» подойдут большие листы бумаги – больше вероятности, что для «шедевра» хватит места. Можно предложить малышу рисовать на чистой стороне уже использованной бумаги или на вскрытых почтовых конвертах. Прикрепите листок к столу, к подносу на высоком стульчике или к полу с помощью клейкой ленты. Вашему малышу будет легче водить по нему, он не будет раздражаться из-за того, что бумага движется вместе с рукой.
Внимательно посмотрите на художественные «творения» вашего ребенка. Если он ограничивается бессмысленными каракулями, то нужно начать обучение рисованию с формирования изобразительной задачи.
Первый этап — это называние каракулей, узнавание в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
Теперь можно перейти к следующему этапу: рисованию по предварительному намерению. «Давай нарисуем мяч»,— говорите вы ребенку. Он рисует округлую форму и сообщает: «Мяч».
Еще довольно долго рисунки ребенка будут мало походить на изображаемые объекты: техникой рисования дети овладевают не так уж быстро. Но вот тут-то и придет на помощь следующий прием.