Как правило, психолого-педагогические советы даются, исходя их запроса родителей. Родители сталкиваются с какой-то проблемой в поведении ребенка и с этой проблемой идут к психологу. Но опытный психолог никогда не даст один и тот же совет разным родителям, пусть даже они пришли с одинаковой проблемой. Ведь и родители – все разные: у каждого свой темперамент, характер, взгляды на мир и другие личностные особенности, поэтому и решать одинаковую, по сути, проблему с ребенком каждый родитель будет по-своему.
Как же ведут себя разные мамы с таким ребенком?
Тревожная мама ведет себя с таким ребенком непоследовательно. С одной стороны, ей хочется сохранить мир и спокойствие в семье, поэтому она часто идет во всем навстречу сыну, выполняет его капризы. С другой стороны, - она боится избаловать сына, вырастить из него капризного эгоиста, поэтому она вдруг начинает наказывать его за излишние и неразумные (на ее взгляд) требования. Ни к чему хорошему такое поведение матери не приводит, это понятно.
Тоскливая мама. Саша очень утомляет свою постоянно чувствующую усталость грустную маму. От его капризов она становится еще более грустной, подавленной и раздражительной. Такое душевное состояние мешает ей быть нежной и ласковой с сыном, поэтому она неосознанно старается поменьше общаться с ребенком. Это, безусловно, будет травмировать ребенка, поскольку для него основной потребностью является потребность в общении с матерью.
Уверенная мама. Она постарается перевоспитать ребенка, следуя какой-нибудь прогрессивной воспитательной теории или собственным убеждениям. Она будет игнорировать его капризы, крики, слезы, оставлять одного на продолжительное время, не будет вскакивать лишний раз ночью, чтобы подойти к его кроватке, будет наказывать сына за назойливость, если считает, что так именно так следует воспитывать капризного ребенка. При этом она может не обращать никакого внимания на индивидуальные особенности ребенка, которые могут вообще сделать непригодной для него ту или иную теорию.
Уравновешенная мама принимает ребенка таким, какой он есть. Ее требования к ребенку реалистичны. Запреты в ее системе воспитания существуют, но их мало и они обязательно выполняются. Она поощряет хорошее и правильное поведение мальчика (например, его игры в одиночестве, спокойное поведение за столом и др.). Не потакает его капризам. Но при этом она всегда ласкова и доброжелательна с мальчиком. Ясно, что именно такое поведение матери приводит к самым лучшим воспитательным результатам.
Свои варианты типов матерей предлагают и медики (Захаров А.И.). Наибольший вариант, пожалуй, представляют типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.
Так кто же эти мамы?
«Царевна Несмеяна». Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть.
«Снежная королева». По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.
«Спящая красавица». Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.
«Унтер Пришибеев». Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение – ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.
«Наседка». Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.