На третьем году жизни в поведении малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. Он стремится обязательно настоять на своем, уже не следуя, как прежде, пожеланиям и просьбам родителей. При этом дети кричат, бушуют, бросаются на землю и т. д. Нередко они ставят своих родителей в крайне затруднительное положение, проявляя свое упрямство на улице, в магазине или дома при гостях. Что кроется за таким поведением?
Как часто Ваш ребенок после игры, несмотря на постоянные напоминания и просьбы, не торопится собирать игрушки. Сколько своего времени Вы тратите на то, чтобы убедить его убрать за собой, вспомните. А ведь в возрасте двух с небольшим лет это обычное явление, и не стоит ребенка ругать и шлепать за неаккуратность. Не следует с особой настойчивостью вколачивать аккуратность в голову ребенка в этом возрасте. Это может со временем вызвать у него обостренное чувство вины при неудачах, опасение сделать что-нибудь не так, неуверенность в себе. Всему свой час и время! Ведь в пять — шесть лет он уже не требует, чтобы Вы кормили его с ложки? Учить, конечно, надо, но без излишней требовательности, по ситуации, учитывая реальные возможности и настроение малыша в данный момент. Что-то он может сделать сам, в чем-то ему следует помочь, убрать вместе, а не стоять над душой, да еще стыдить и угрожать. И на себя нам взглянуть со стороны не мешает: убираем ли мы все за собой сразу, выполняем ли свои обещания, каким тоном разговариваем с детьми
Вариантом упрямства можно считать и настырность, когда дети любыми путями добиваются своего. Выражается она различными способами: бесконечным просьбами и плачем, нытьем и приставанием, раздражительностью и капризностью. Где истоки подобного поведения? Прежде всего в нас самих, в нашем поведении. Мы охотно читаем книги и статьи о развитии у ребенка к двум годам чувства “я”, самостоятельности и волевых начал. Но едва мы только оказываемся в роли родителей, как наши амбиции начинают превышать здравый смысл. Как это — уступить такому малышу, идти у него на поводу? Что же будет дальше? “На шею скоро сядет”, — подливают масло в огонь беспокойные друзья и знакомые. Пока не поздно, следует показать ему твердость характера. Настырные дети, как правило, бывают у таких же родителей, которые, нередко не отдавая себе в этом отчета, требовательны и нетерпеливы, бурно реагируют, если их требования немедленно не исполняются, читают без конца мораль или наказывают. Эти родители склонны планировать каждый шаг ребенка. Энергичные от природы, способные, с развитым чувством собственного достоинства дети не могут долго выдерживать такого блокирования их возможностей. Их “приставучесть” и есть попытка добиться признания собственных прав.
Действия ребенка в возрастающей степени управляются собственной все укрепляющейся волей. Это нередко приводит к конфликтам, перенапряжению (например, при усталости) и вытекающим отсюда временным поведенческим кризам (приступы ярости или упрямства). Это происходит тогда, когда собственное желание ребенка вступает в противоречие с его возможностями и он ощущает свои собственные границы. С другой стороны, желания и действия ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Однако чем больше стремление родителей сузить эти рамки, тем чаще они провоцируют упрямство ребенка. В принципе, это совершенно нормальное явление, связанное с развитием ребенка, который накапливает опыт приложения своей воли. Он должен тренировать волю и научиться осознанно проявлять ее. Это крайне важно для развития ребенка, ведь ему предстоит научиться в жизни добиваться поставленной цели. Задача родителей — осторожно направить этот процесс становления воли в правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы ребенок следовал каждому импульсу и добивался исполнения любого желания. Так, если ребенок постоянно просит в магазине купить ему еще одну новую игрушку и настаивает на этом, всегда можно найти аргументы, чтобы со всей твердостью объяснить ему, почему это невозможно. Если же ребенок упорно стоит на своем в определенной ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно хочет попить лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша.
Не следует мириться с детским упрямством, но нельзя и с помощью железных мер принуждать ребенка к послушанию. При этом важно, чтобы взрослые не вступали с маленьким упрямцем в “силовое единоборство”. Нередко бывает, что воспитатель, впадая в состояние, близкое к аффекту, перестает контролировать свои действия и ведет себя недостойно. Это только подстегивает упрямство ребенка. Окрики, угрозы, а тем более рукоприкладство - негодные средства. Ими достигается либо обратный эффект, либо вносится серьезный вред психике чувствительных детей.
Если ребенок с малых лет приучен к самостоятельности, владеет соответствующими его возрасту навыками и умениями, с раннего возраста привык выполнять разумные требования, то, опираясь на уже приобретенный опыт, он будет вести себя в критических ситуациях так, что родителям не придется прибегать к ограничительным или запретительным мерам по отношению к нему, а если такие и последуют, то перенесет он их значительно легче. Воспитание самостоятельности у ребенка так укрепляет его волю, что он обычно избегает экстренных проявлений упрямства. Некоторые дети в приступе упрямства буквально цепенеют в судорожном столбняке. Такому состоянию обычно предшествует не украшающая ни ребенка, ни взрослого борьба. Или же ребенок уже знает, что такие судороги пугают родителей и с их помощью можно добиться своего. Состояние оцепенения проходит само собой без каких-либо последствий. Ребенок перестает “заводить” себя, когда видит, что этим ничего не добьешься. Однако лучше всего в таких случаях проконсультироваться у врача, чтобы убедиться, что эти судороги не связаны с заболеваниями.
Родители и воспитатели должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон, умелое переключение ребенка на новые цели и, наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчат и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью.