В условиях, когда социальная ситуация в ряде регионов ставит выживание и здоровье на первое место в числе задач защиты интересов детей, исследования в области пренатального воспитания могут показаться преждевременными.
Вместе с тем, пренатальной медицине и пренатальной педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Известно также, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период гораздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо,чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги « Тайная жизнь нерожденного ребенка « Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». Тишина и хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, когда мать страдает психическим заболеванием и осмысленное общение с ней невозможно, оставляет глубокий след в его психике.
Достоверные исследования показывают, что проблески сознания появляются у ребенка именно со второй половины беременности. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности ( к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.
Характер связи между эмоцией матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое ориентировано на будущее и может быть начато уже сейчас.
Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие — вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности — угнетают развитие младенца как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно ( через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой матерью).
Но уже до зачатия родители должны готовиться, чтобы иметь возможность
привлечь высший дух, потому что высшее существо может согласиться
воплотиться только у родителей, достигших уже определенной степени чистоты и
самоконтроля. Дня такой сущности важно войти не в богатую и славную семью,
она предпочтет скорее скромную семью, в которой нет риска быть искушенной
возможностью легкой, праздной жизни, у нее есть потребность получить от
своих родителей наследство, которое не повредит духовной работе, для которой
она решила спуститься на землю. Очень мало мужчин и женщин обладают
необходимыми качествами для воплощения у них больших духов -- вот почему
земля столь населена ординарными, больными, преступными людьми вместо того,
чтобы быть населенной божествами.
Итак, Учение Всемирного Белого Братства учит мужчин и женщин в каком
состоянии духа и чистоты они должны готовиться к зачатию ребенка, выбирая
даже момент зачатия в соответствии с наилучшими воздействиями планет. Как
люди могли так низко пасть, чтобы предоставлять случаю столь важное событие
в их жизни: зачатие ребенка. Именно в этом надо просить помощи Неба,
присутствия ангелов, чтобы иметь возможность привлечь могучий, светлый дух,
который будет благодетелем человечества.
Девочка, прожившая эмоционально неблагополучную внутриутробную жизнь, накопит во время рождения и в раннем детстве опыт, который будет оказывать влияние на течение беременности и родов, когда она сама станет матерью. Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами. Вопросы о возможности разорвать замкнутый круг не могут быть безразличны специалистам в самых различных областях — педагогам, психолгам, медикам. Единая концепция пренатального воспитания пока не создана именно в силу растянутости предмета по разным сферам практики.