Почему-то в обществе стойко укоренилось мнение, что новорожденный ребёнок – существо очень слабенькое, неприспособленное, сомнительной жизнестойкости. К тому же неспособное ни к каким формам социального поведения. Так ли это? Давайте подумаем.
Новорожденный ребёнок наделён природой целым комплексом приспособительных механизмов, обеспечивающих его выживание как биологического вида. Это целый комплекс рефлексов, позволяющих ему с первой секунды после рождения обеспечивать свою жизнедеятельность – дышать, ползти в поисках груди, сосать и глотать, хвататься и удерживаться на маме. Также он в той или иной мере способен пользоваться всеми пятью органами чувств
Сегодня доказано, что плод в утробе матери не только имеет все пять органов чувств, но и успешно пользуется ими. Он тренирует чувства равновесия и осязания, он умеет слышать и запоминать звуки, а после рождения ребенок сразу различает знакомые голоса, он видит и осязает.
Если вы во время беременности пели или слушали музыку, рисовали или ходили на выставки, плавали в бассейне, то ребенок впитал все эти знания и рано или поздно порадует вас тем, что наука не пропала даром.
Новорожденный в состоянии все, что он воспринимает своими органами зрения сразу после рождения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Ребенок не только использует навыки, полученные в утробе матери. За короткое время он быстро обучается всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать.
Современные исследования дают ответ, что же видит и чувствует ребенок сразу после рождения.
Ваш новорожденный – личность. У малыша было целых 9 месяцев для того, чтоб перестать быть "чистым листом". К моменту рождения он многому научился и много узнал. За свою невероятно длинную внутриутробную жизнь он, как губка, впитал ваши голоса, ваши настроения, ваш образ жизни, ваши предпочтения и стиль вашего поведения. Это толковый адаптативный механизм – ведь малыш готовится к жизни с вами, своими родителями.
Кроме того, он уже в момент зачатия имеет свои собственные предпочтения и потребности. Многим беременным знакомы неизвестно откуда взявшиеся непривычные реакции, смена режима, необычные желания. Это он, обитатель домика-матки, сообщает о себе, это его качества, предложенные вам для ознакомления. Таким образом происходит взаимное знакомство с новым членом семьи. Ко дню родов он много знает о вас и даёт возможность, при некоторой чуткости, неплохо узнать его.
Колоссальный опыт, ставший стержнем его восприятия и отношения к миру, ребёнок получил в родах. Переживание схваток, прохождение родового канала, осознание себя родившимся – ничего более трудного и насыщенного в жизни человека уже не будет. К моменту, когда вы осознаете, что с вашей помощью началась новая самостоятельная жизнь, основа человеческой личности будет уже сформирована.
Психическая жизнь новорожденного существенно отличается от психической жизни деток старшего возраста и взрослых людей. Сразу после рождения малыш живёт в мире эмоциональных состояний. Он ещё не мыслит, не имеет сознательных желаний и стремлений, не осознаёт существования других людей. Всё это разовьётся у него постепенно. А пока он может чувствовать – радость, страх, удовольствие, раздражение, удивление – и сигнализировать о своих эмоциях выразительными движениями, общим видом и выражением лица, звуками. Чуткой маме нетрудно понять переживания своего крохи.
Характерной особенностью духовной жизни новорожденного является огромная открытая любовь и доверие к своим родителям и ко всему миру. Это единственные чувства, заполняющие его целиком. Остальные эмоции и реакции – снаружи, поверхностные, прямо зависящие от раздражителя – исчезают вместе с ним. Мне бы очень хотелось, чтобы все свои действия и решения относительно ребёнка родители принимали исходя из стратегической цели сохранить и закрепить эту любовь и доверие!!!
На практике часто получается, увы, иначе… Не успев зачать, пятнаем его любовь страхом "Меня не хотят, меня могут убить". Неделями беременности льём помоями в его душу свои страхи, обиды, недовольства, возмущения. В родах предаём его любовь, приносим её в жертву своей боли, а сразу после стихии родов понуждаем расстаться ещё с частью своего содержания в угоду манипуляторам, хотя нужно-то ему для любви – мама и отдых. Остатки замаранной и пораструшенной любви будем методично добивать стереотипным дрессурным воспитанием. Вот и всё… И в кого это он вырос таким жестоким и неблагодарным?!
В нынешних условиях существования мы вряд ли сможем сохранить в душе нашего ребёнка Любовь на 100%. Но в наших силах делать максимально много для этого.
Итак, родился наш маленький Человек, такой чистый и любящий. У него огромные и достойные уважения способности (подробнее: Удивительные возможности новорожденного) и не менее масштабные потребности. Первая, самая важная потребность – потребность в любви. В любви безусловной, чистой от родительского эгоизма (ребёнок – не собственность), лишенной амбиций и самопожертвования. Удачно сказать – дарите любовь. Дарите малышу свою любовь, возникающую без напряжения и не требующую отдачи. Пускай она проявляется в вашем уходе за ним, во взглядах, движениях и жестах, прикосновениях, мыслях и словах. Пускай кроха знает, что мама рядом, что она придёт на помощь, как только он позовёт (ведь он не зовёт зря), что мама поймёт и утешит, поможет, обласкает, поддержит.
Вторая важная потребность – потребность в общении. Только в общении со взрослым ребёнок может развиваться как нормальный человек. Не нужно прилагать каких-то особенных усилий для общения со своим новорожденным. В самых обыденных повседневных ситуациях возникает общение, если мы готовы видеть в ребёнке полноценного участника диалога. Физический контакт – родители делают массаж, переодевают, купают, кормят, просто обнимают, целуют. Вербальный контакт – рассказывают обо всём вокруг и о том, что делают с ним, поют песни, отвечают и подражают звукам, издаваемым ребёнком. Контакт "глаза в глаза" - один из самых важных компонентов человеческого общения. Лицо и глаза выполняют роль посредника при передаче и распознавании эмоций и чувств. Контакт "глаза в глаза" способствует тому, что ребёнок, кроме узнавания лиц окружающих его людей, учится распознавать и воспринимать разные эмоциональные состояния.
Общение и ласка благотворно влияют на иммунную систему новорожденного, он меньше подвержен стрессам и, что очень важно, это значительно стимулирует центральную нервную систему малыша, способствуя образованию связей в структуре его мозга.
Третья важная потребность – потребность в развитии. Ошибочно думать, что психика и способности ребёнка развиваются сами по себе, просто в результате некоторого созревания. Уже сейчас малышу необходимы активные впечатления, задействование органов чувств и эмоций, новая информация – пища для развивающегося сознания. "Мозг человека устроен таким образом, что развитие возможно только в результате активной работы. Поэтому мозг младенца нуждается в воздействии. Можно сказать, что удовлетворение потребности в новых впечатлениях так же необходимо для развития ребёнка, как и потребности в пище и во сне." (Веременко Э.Н., Веременко Т.Н. "Твой Малыш")
Новорожденного такими впечатлениями обеспечивает общение с родителями. Также хочу обратить внимание на неоценимую пользу участия малыша в вашей деятельности. Конечно, новорожденный не способен сколько-нибудь сознательно участвовать в ваших хозяйственных и других делах, но разных внешних впечатлений и опыта взаимоотношений с родителями в совместной деятельности получит очень много. Малыш чувствует себя нужным, значимым в семье, приобщённым. Сейчас нетрудно купить или пошить самому замечательную штуку – слинг (шаль для переноски детей). Находясь в слинге у маминой груди, кроха удобно для всех может путешествовать на кухню или на улицу, беспрепятственно набираясь впечатлений.
Четвёртая важная потребность – потребность в независимости и уважении. Звучит парадоксально: как это, такой зависимый во многих отношениях новорожденный – и вдруг независимость? Да, это так. Несмотря на существенную нужду в опеке и помощи, ребёнок с первых дней имеет право на некоторую долю самостоятельности. Собственно, помощь родителей в развитии личности по определению включает в себя постепенную передачу ответственности за жизнь и поступки ребёнка в его руки, развитие в нём самостоятельности, очень необходимой и важной. Начинать этот процесс никогда не рано, оптимально – с первых часов.
Решить, когда кушать, а когда спать, новорожденный ребенок вполне может сам, причём его решение будет наиболее разумным и соответствующим его потребностям. Ответы на многие вопросы, связанные с организацией жизнедеятельности, ребёнок подскажет вам сам. Нужно просто слушать его сигналы и доверять. Он очень много знает о своих потребностях, его "хочу" практически всегда означает "нужно".
Даже самый маленький ребёнок нуждается в личном времени и в уважении к его уединению и самостоятельным занятиям. Эти минуты, когда он тихонько лежит сам, спокойно изучая огромный и новый мир, или, погрузившись внутрь себя, растворяется в самосозерцании, - священны. Кощунственно вырывать его из этого состояния для того, чтобы показать гостям… Пускай даже слова любви, готовые сорваться с ваших губ, замрут на мгновения, подождут рядом, пока юное внимание обратится к вам с готовностью выслушать.
В заключение хочется привести правило общения с ребёнком, записанное за века до нашей эры в Ведах: "Дитя - это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни".