Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
Рассмотрим различные задержки в развитии речи ребенка..
Задержка речи на стадии называния
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, можег надолго остаться на этом уровне Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за нзрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничсство с ребенком но типу "давай вместе". И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым
Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выраженню взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходи" организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.
"Детские" слова могут препятствовать развитию речи
Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.
Несколько игр для развития речи вашего малыша...
Пальчик в домике
Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок, делайте следующее: Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри) Затаился и молчит. Выходи скорей, я жду Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец изпод других пальцев и издайте взрывной звук)
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет речевые навыки
Сапожник
Ботнки и ступни ног вызывают большой интерес двухлетних ребятишек. Им очень нравится снимать и надевать обувь. Поиграйте с вашим ребенком в сапожника. Скажите ему, что вы сапожник и собираетесь починить его ботинок. Возьмите ботинок в руку и говорите туктуктуктук. Произнося это, делайте так, как если бы вы стучали молоточком по ботинку. Теперь скажите: "Все готово! Можешь надеть его" Попросите малыша починить ваш ботинок. Пока он "сапожичает", снова произносите: туктуктуктук. Посадите ребенка к себе на колени и расскажите ему стишок: У нас в переулке сапожник живет, Детишкам ботинки он чинит и шьет Туктук и туктук, туктук и туктук (произнося эти слова, постукивайте по ребячьему ботинку) С утра и до ночи он чинит ботинки, Чтоб были как новые после починки Туктук и туктук, туктук и туктук (снова постучите по ботинку).
Чему же научится ваш ребенок? Зачаткам творчества
Ххххххолодно! (приберегите эту игру для холодного дня)
Выйдите с двухлеткой за порог своего дома, и пусть он почувствует, как холодно на улице. Скажите ему: "Мне хххххолодно!" Постарайтесь сделать так, чтобы он повторил эту фразу. Прочитайте ему стихотворение, и пусть он присоединится к вам: Маленький ____ (имя ребенка) громко кричал: Ххххолодно! Крик его улицу всю заполнял: Ххххолодно! И что бы он не пытался сказать, У него получалось опять и опять: Ххххолодно! Повторите еще раз и покажите малышу, как скрестить руки на груди, чтобы унять дрожь.
Чему же научится ваш ребенок? Подражанию
Мы ходим и трогаем вещи
Двухлетние ребятишки любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, напрмер, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосики мягкие. Походите с малышом по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву, приговаривайте: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до _____ (название вещи) Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т.д. Сравните вместе с ребенком разные вещи: "Это тверже, а это мягче".
Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о текстуре предметов
Кто там за дверью?
Поиграйте с малышом в стук в дверь. Либо вы, либо ваш ребенок должны выйти в другую комнату и закрыть за собой дверь. Затем вы стучите в дверь. Ваш малыш говорит: "Кто там? Войдите". Вы открываете дверь и говорите: "Это я". Теперь пусть ваш ребенок постучит в дверь, а вы скажите: "Кто там? Войдите" Предложите малышу изобразить собачку. Тогда после того, как вы произносите: "Кто там? Войдите", он откроет дверь и начнет лаять как собачка.
Чему же научится ваш ребенок? Игре, развивающей воображение
Покажи мне, как ты ...
Эта игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: "Покажи мне, как ты ..." и заканчивайте фразу. Эта игра очень проста, но ваш ребенок наверняка полюбит ее. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягтваешься головкой до плеча касаешься ухом стула дотрагиваешься до мамочкиного носа трогаешь лодыжки дотрагиваешься до папочкиной шеи Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки слухового восприятия
Поговорим о нашей семье
Раскройте альбом с фотографиями членов семьи. Показывайте фотогравии ребенку и по отдельности называйте каждого, кто изображен на них: мамочка, папочка, дедушка и т.д. Разложите фотографии на столе и попросите малыша найти среди них маму или папу или еще когонибудь. Возьмите одну из фотографий и спросите: "Кто это?" Что бы он не ответил, обязательно дайте правильный ответ. Опять посмотрите вдвоем все фотографии и, когда установите "кто есть кто", расскажите чтонибудь о каждом из членов семьи. Например: "Папа тебя очень любит" и т.д.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки наблюдения