Процесс личностного развития младенца, начавшийся в первые месяцы жизни, продолжается во втором полугодии. Овладение предметно-манипулятивной деятельностью обогащает малыша опытом самостоятельных действий и влияет на становление личности. То, насколько успешен ребенок в своих действиях, отражается на его самоощущении, на представлении о себе. Сравните, что чувствует младенец, когда он сумел дотянуться, скажем, до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки и когда ему этого не удается сделать. Очевидно, в первом случае ребенок почувствует себя более уверенным, способным что-то совершить, и это поможет ему быть настойчивее при последующих затруднениях. Если же неудачи повторяются, то малыш будет ощущать себя неумелым, неуверенным и любые попытки в затруднительных ситуациях прекратит гораздо быстрее.
Во втором полугодии дети очень различаются между собой по активности. Одни более настойчивы, другие менее, одни при затруднениях сразу обращаются за помощью к взрослым, другие сами пытаются достичь своей цели.
В конце 1-го года окончательно оформляется первое личностное образование, что часто отмечается родителями как появление сложностей в воспитании малыша. Многие родители жалуются: прежде ребенок был таким послушным, ласковым, хорошим, а вот теперь стал упрямым и вредным, сердится, дерется, а ему всего-то 11 месяцев!
Другая мама досадует на повышенную обидчивость ребенка: “Слова не скажи, чуть что — сразу обиженная гримаса, отворачивается, а то и плачет”. А вот наиболее распространенный случай: “Ему говоришь “нельзя”, а он нарочно, нарочно делает и смотрит, ждет, что ты скажешь”. Все эти примеры свидетельствуют о том, что малыш переживает себя как самостоятельного субъекта, который имеет свои представления о себе и своих желаниях, не всегда совпадающие с точкой зрения взрослых, и что с ним уже нельзя не считаться.
Упрямство и негативизм — это естественные признаки утверждающейся личности. Однако отрицательные проявления вовсе не обязательны. Этот период в жизни ребенка называется “кризисом”. Отличительная черта его — возникновение на сравнительно небольшом отрезке времени новых умений, черт характера, особенностей поведения. Внешние проявления кризиса связаны с тем, как взрослые реагируют на новое в поведении ребенка, забегают ли они вперед, требуя от малыша большего, чем он может, или, напротив, “отстают” от него, недооценивая новые возможности младенца, по-старому относясь к нему. И в том и в другом случае отношение взрослых провоцирует негативизм ребенка. Если же родители относятся к нему в соответствии с его возможностями, как правило, конфликтов не бывает. Вместе с тем следует помнить и о том, что ребенок может быть повышенно капризным в силу индивидуальных особенностей. Тем более важен правильный подход к такому малышу. Его негативное поведение сигнализирует о том, что взрослым пора изменить свое отношение к нему. Внимательным и чутким родителям это помогает перестроиться.
Если родители недостаточно общаются с ребенком, мало играют с ним, не предоставляют ему возможности утвердиться в совместных играх и делах, то ареной демонстрации личностных проявлений малыша становятся режимные моменты. Например, младенец начинает отказываться есть то, что ему предлагают, хотя раньше он послушно открывал ротик и съедал все подряд. Теперь ребенок часто выхватывает ложку из маминых рук и пытается есть сам, расплескивая суп и размазывая кашу по столу. Если не возникает проблем с кормлением, то они проявляются при укладывании спать. Ребенок вскакивает в кроватке, и, прежде чем он уснет, приходится вновь и вновь укладывать его в постель. Некоторые мамы жалуются на трудности в одевании малыша. Сборы на прогулку иногда превращаются в мучительное противоборство с ребенком. То он не протягивает ручку, чтобы всунуть ее в рукав, то дрыгает ногами, сбрасывая ботинки…
Так возросшая самостоятельность малыша доставляет множество хлопот родителям. Они часто стараются пресечь всякое непослушание, добиваясь беспрекословного подчинения. Если им это удается, то появляются “беспричинные капризы”. Родители часто никак не могут понять, что малыш не способен утвердить себя как личность иначе, чем противопоставляя себя взрослому, причем именно близкому взрослому. Посторонним людям дети редко демонстрируют упрямство и непослушание. Если папа и мама вовремя не замечают возросшую самостоятельность ребенка и его желание делать собственный выбор, не относятся с уважением к его личности, то малышу ничего не остается, кроме того, как заявить о ней “капризами”.
Если же родители, играя с ребенком, отмечают его успехи, хвалят за новые умения, позволяют самому делать что-то вместе со взрослыми, подчиняются его требованиям и учитывают желания в играх, малыш не будет стремиться противодействовать тогда, когда его требования принять невозможно.
Часто бывает так, что, не умея самостоятельно есть, ребенок непременно пытается это сделать, но, научившись, охотно позволяет себя кормить и даже отказывается есть сам. Теперь родители выражают недовольство тем, что малыш не делает того, что умеет. Это означает, что “кризисный” период самоутверждения миновал и либо у ребенка нет нужды утверждаться в той деятельности, которая теперь для него малозначительна, либо желание что-то делать самому у него полностью подавлено. Случается и так, что родители, заметив возросшую самостоятельность ребенка, перестают с ним играть, а к бытовым занятиям не привлекают. Тогда малыш начинает демонстрировать свою беспомощность, стремясь вернуть то же внимание взрослого, что было раньше. Он настаивает, чтобы его по-прежнему кормили, носили на ручках, укладывали спать.
Итак, к концу года младенец не только успешно овладевает сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. Теперь вы имеете дело с настоящим маленьким человеком, и, хотя ему еще предстоит многое усвоить, фундаментальные основы своего развития он уже имеет. Желали того родители или нет, но они внесли свой вклад в формирование личности малыша, и то, каким он будет в дальнейшем, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у взрослых с ребенком на 1-м году жизни.