Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детишек в это время развлечений хоть отбавляй.
А сколько радости и пользы могут принести горки, с которых можно скатиться не только на санках, но и на ледянке — специальной пластмассовой тарелке или фанерке, а то и просто на «пятой точке». Съехав с горки, малыш вновь забирается вверх. А это очень хорошая зарядка, которая тренирует лёгкие, укрепляет мышцы. К тому же, что тоже важно, совершается пусть маленькая, но победа над страхом.
Для первого самостоятельного спуска выберите небольшую горку. Если вы почувствуете, что и она пугает вашего малыша, поезжайте сначала вместе с ним. А вот подниматься вверх пусть пытается самостоятельно. Но санки — не единственная забава в зимний снежный день. Есть ещё и другие, родившиеся в нашем климате, и не менее полезные. Речь, конечно же, идёт о лыжах и коньках. По доступности и оздоровительному эффекту они не имеют себе равных. Катки, которые прежде были атрибутом многих дворов, к сожалению, сейчас большая редкость. А для лыжной прогулки малышу-дошкольнику на первых порах вполне хватит территории двора или ближайшего сквера. Если недалеко парк или зона отдыха, то в любом случае на прогулку с санками, лыжами или коньками лучше отправляться туда, подальше от проезжих дорог.
Но не рано ли ставить пятилетнего ребёнка на лыжи или коньки? Нет, не рано. Как считают врачи и педагоги, начинать осваивать «лыжную грамоту» можно начиная с 3–4-х лет. Однако без вашей умелой помощи в овладении навыками передвижения на лыжах, особенно поворотами, спусками, конечно, не обойтись. Наш разговор как раз об этом.
Напоминаем родителям, как правильно выбрать лыжи. Чтобы они были по росту, ребёнок должен доставать до их конца вытянутой рукой, а высота палок должна доходить до уровня подмышечных впадин. Если лыжи длинны, ими трудно управлять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег. Для начала можно использовать валенки или сапожки, крепления у лыж при этом должны быть мягкие, а через год-другой можно уже покупать специальные лыжные ботинки. Очень важно, чтобы ребёнок был одет тепло и легко. Нужны: свитер, тёплые колготки или рейтузы, куртка, брюки также тёплые, трикотажные, а ещё лучше — комбинезон из непромокаемой ткани. На ноги — обязательно толстые шерстяные носки, на руки — толстые варежки, а если есть — кожаные рукавички. На голову наденьте вязаную шапочку, в меховой будет жарко. Но шапочка должна быть на подкладке, чтобы не продувало уши, вниз можно ещё надеть тонкую шерстяную шапочку. Очень удобен шлем, он надёжно защищает и избавляет от необходимости укутывать ребёнка шарфом. Чем более тренирован ваш ребёнок, чем выше темп его передвижения, тем легче должна быть его экипировка.
Прежде всего ребёнка следует научить самостоятельно надевать лыжи и без посторонней помощи подыматься после падения. Самое трудное — первые шаги. Их лучше начинать в погожий зимний день, когда температура воздуха не ниже минус 10 °С. Поначалу поддержите ребёнка, научите его правильно ставить лыжи. Главное — не тащить их за собой, а хоть немного скользить. Упадёт — не беда. Постарайтесь обойтись без упрёков и насмешек. Посмейтесь вместе и объясните, что падать тоже надо умеючи: не назад, не вперёд, а в сторону.
Главное — это помочь ему выработать скользящий шаг. Этим удобнее заниматься на накатанной лыжне. Известно, что дети очень любят подражать. И если вы не просто даёте указания, а показываете, как надо скользить то на одной, то на другой лыже, поочерёдно энергично отталкиваясь палками, ребёнок быстрее почувствует и поймёт ваши требования. Тот, кому уже приходилось обучать детей, наверное, знает, что главные ошибки новичков — недостаточное сгибание ног и слабое отталкивание. Следите за этим особенно внимательно. Специалисты советуют, разбежавшись, скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Лучше проделывать это на лыжне, которая идёт под уклон. Малышам, как правило, трудно сразу овладеть попеременным скольжением. Обычно разбегутся — и скользят на обеих лыжах сразу. Для разучивания скользящего шага можно порекомендовать такое упражнение: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперёд и перенося вес тела с ноги на ногу. Не торопитесь давать палки и при освоении простейших поворотов, спусков, подъёмов «ёлочкой» или «лесенкой». И дело тут не только в большей безопасности, хотя и это очень важно. Вы, наверно, обращали внимание, как неопытный лыжник буквально «висит» на палках, перенося чуть ли не основную нагрузку на руки. Поэтому, чтобы заставить работать ноги, освоить скольжение и научиться сохранять равновесие, первое время советуем обойтись без палок.
А как страшно бывает малышу самостоятельно первый раз спуститься с горки! Для этого случая нужно найти недлинный и очень пологий спуск. Можно использовать уже проложенную неширокую лыжню. Пусть он расставит лыжи на ширину стопы, слегка присядет, а туловище без напряжения слегка наклонит вперёд. Руки согнуты и отведены назад. Объясните ему: присядешь, поедешь быстрее, и наоборот, выпрямишься, оставив ноги лишь слегка согнутыми в коленях, — скорость замедляется. Ни в коем случае нельзя спускаться с горки на прямых и широко расставленных ногах. Это ведёт к потере устойчивости. Рекомендуем такой приём: пусть малыш спустится в особо низкой стойке, почти на корточках, или несколько раз пружинисто присядет во время спуска.
Научите ребёнка и простейшим способам торможения. Один из них называется «плугом»: пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние рёбра. Другой способ — «полуплугом», или упором, когда одна лыжа скользит, другая отставляется пяткой в сторону и ставится на ребро. При этом коленки сближаются, носки лыж сведены. Первые лыжные уроки не должны быть слишком продолжительны: не более 15–20 минут. Однако постарайтесь не делать больших перерывов между ними, иначе ребёнок может утратить едва освоенные навыки. А ваши похвалы, пусть за маленькие успехи, прибавят желания вновь и вновь вставать на лыжи.
Наградой за ваши совместные систематические усилия будет не только удовольствие от катания на лыжах, которое вы разделите с малышом, но и его окрепшее здоровье. Про лыжи можно смело сказать: они всем возрастам покорны. И какой будет праздник, когда вы всей семьёй отправитесь на лыжную прогулку в зимний лес.
Взрослых и солидных людей гололед, конечно же, огорчает. А вот детвора ему очень даже рада. Ведь скользить по прозрачной глади, стараясь (или не очень) удержаться на ногах - это так весело! Главное, чтобы падать было не больно. А уж если игры какие-нибудь на льду придумать...
Для малышей
Можно предложить ребенку пройти по ледяной дорожке, передвигая по льду ноги и стараясь не упасть. Если малыш все-таки упадет, взрослые должны подбодрить его и помочь подняться самостоятельно.
Взрослые или старшие дети берут малыша с двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу.
Ребенок пробует разбежаться (2-3 шага) и проехаться немного по ледяной дорожке самостоятельно. Если малышей несколько, можно устроить соревнования, кто проскользит дальше.
Малыш приседает и берется за толстую веревку, сложенную петлей, которую держит взрослый. Взрослый тянет его за веревку, продвигаясь вперед.
Освоив горизонтальные поверхности, кроха сможет самостоятельно кататься на ногах и по наклонной ледяной горке.
Для детей постарше задания могут быть такими:
Проехать лицом вперед на прямых и сомкнутых ногах.
Проехать боком на прямых и сомкнутых ногах.
Проехать спиной на прямых и слегка расставленных ногах.
Проехать, присев на корточки.
Проехать "ласточкой" (стоя на одной прямой ноге и вытянув другую назад).
Проехать, держа руки за головой.
Игры с санками
Дети, как никто, терпеть не могут однообразия в игре. Поэтому банальный способ съезжать с горки на санках им, может быстро наскучить. А вот если придумать какую-нибудь "изюминку", катание получится веселым и интересным.
Учимся рулить
На спуске с горки можно устроить воротца из длинных прутьев. Проезжая через них, малыш учится управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, и слегка наклонять туловище назад - в сторону поворота.
Ловим на лету
Вдоль склона можно расставить флажки и предложить ребенку, спускаясь на санках, собрать их. Для малышей они ставятся по одной линии, для детишек постарше - посложней, зигзагом.
Коридор
Флажками или прутиками отгораживается узкий коридор, по которому надо проехать, не сбив препятствия.
На ровном месте
Веселой детской компании с санками найдутся развлечения и вне горки. Вот, к примеру, несколько игровых упражнений для ровной площадки.
Расставить 5-6 санок на расстоянии 1-1,5 м. и пробегать между ними змейкой. Или - пробежать, перешагивая через них.
Исходное положение - стоя лицом к санкам сбоку. Нужно встать на санки и сойти с них, так, чтобы они не сдвинулись с места.
Встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них.
Устоять на санках на одной ноге как можно дольше.
Успей первым
Двое-трое санок ставят параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от условия задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.
Можно и усложнить задачу: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на санки.
Веселые гонки
Санки ставятся на одну линию, дети садятся на них верхом, опустив ноги на землю. По сигналу взрослого "Вперед!" - передвигаются на санках до обозначенного ориентира (сугроба, флажков, снежного вала), отталкиваясь ногами. По сигналу "Стоп!" все останавливаются, выигрывает тот, чьи санки окажутся впереди других.
Можно также передвигаться спиной вперед или лежа на животе.
На санки!
Санки расставляют на одной стороне площадки - на одни меньше, чем число играющих. Дети произвольно бегают, кружатся на другой стороне площадки. Как только взрослый произнесет команду: "На санки!", надо быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.
Быстрые упряжки
На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде: "Старт!" - один садится на санки, а двое других берутся за веревочку и везут санки до финиша. Какая упряжка окажется быстрее? При повторении дети меняются ролями.
Потешки:
Снег.
Скажите ребенку: « Засверкал на солнце снег».
Поднесите руки к груди, а затем волнообразными движениями разводите их в разные стороны.
Лед
Скажите ребенку: «Заблестел на солнце лед». Поднесите руки к груди, а затем прямолинейными движениями разводите их в разные стороны.
Зимние игры
Расскажите ребенку про то, чем можно заниматься во время зимних прогулок: «Выбежали на улицу ребята — кто с санками, кто с лыжами, кто с коньками». Далее проиллюстрируйте свой рассказ соответствующими движениями.
Стали дети кататься
(ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И снегу кувыркаться
(делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть
(переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать
(«слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить
(сымитируйте соответствующие движения) —
бабу снежную лепить
(снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой!
Не хочется домой!
Мороз
Расскажите малышу такое стихотворение.
Но вечер приближается
(разведите руки в стороны),
Вьюга начинается
(покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз
(с усилием сожмите кулаки) —
Щиплет щеки, щиплет нос
(пальцами слегка ущипните щеки и нос) |
Руки стали замерзать
(потрите ладони)
Надо их отогревать
(подышите на ладони).
Вечер приближается
(разведите руки в стороны),
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора:
— До свиданья!
— До утра!
(помашите рукой на прощание).