В конце 1-го — начале 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.
Некоторое время малыш продолжает ходить “боком”. Ребенок 12–15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.
В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит “животом вперед”, а ноги его несколько развернуты.
Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.
Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.
С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.
Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.
Формируется равномерный ритм шага. При ходьбе ребенок уже не поднимает высоко колени, как он делал в начале 2-го года жизни. Малыш еще может падать, но главным образом из-за недостаточно развитой зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Однако падения, связанные с потерей равновесия, случаются все реже. К концу 2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает, отрывая от земли обе ноги одновременно.
Держась за руку взрослого, он поднимается по ступенькам. Но малыш пока не способен к координированным попеременным движениям ног (к реципрокности). Поэтому 2-летний ребенок сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую. Несколько позже он будет использовать этот же способ во время спуска с лестницы.
Играя, ребенок 2-го года жизни легко меняет различные способы движения: он может встать на колени или на одно колено, лечь на пол. Он по-прежнему предпочитает пользоваться одной рукой, однако вторая рука, которая раньше лишь пассивно удерживала предмет, начинает активно действовать. Например, малыш может держать чашку двумя руками.
В возрасте от полутора до 2 лет продолжают совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящиков.
Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребенок в этом возрасте уже может построить башню из 3—4 кубиков, взять и поднять одной рукой 2 маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.
Постепенно начинают формироваться управляемые с помощью зрения действия с карандашом — малыш старательно копирует вертикальные линии. Такое действие требует перевода перцептивной (лат. perceptio — представление, восприятие) информации в моторное действие, что возможно при достаточно высоком уровне интегративной деятельности головного мозга.
Благодаря тому, что малыш теперь самостоятельно ходит, он может более активно взаимодействовать с окружающим миром: развивается его способность ориентироваться в пространстве, мышечное чувство становится мерой расстояния, определения пространственного расположения предметов. Малыш теперь комбинирует способы ходьбы, довольно быстро меняет направление движения.
На 3-м году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног, совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. По мере того как этот навык приобретает черты автоматизма, ребенку уже не требуется широко расставлять ноги для сохранения равновесия, и он может использовать достаточно узкую “базу” для шага. Это, в свою очередь, ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Однако малыш пока испытывает некоторые затруднения при быстрых поворотах тела, потому что его вес еще неравномерно распределяется на различные отделы стоп. Вместе с тем ребенок уже сохраняет устойчивость при переносе веса тела с одной ноги на другую, благодаря чему подъем и спуск с лестницы становятся все более совершенными. Равновесие развивается, и ребенок поначалу недолго может стоять на одной ноге. Пройдет совсем немного времени — и вот он уже способен бить ногой по мячу, даже если ему предварительно и не показывали этого движения.
Умение перемещать центр тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения — перешагивание через низкие предметы.
Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, где нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может спрыгивать со ступенек, так как у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого возраста может прыгать, только держась за перила и выбрасывая одну ногу вперед.
Одновременно с совершенствованием движений в возрасте 2,5 года — 3 лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6–7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости (построение поезда, забора и т.д.), пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения.
Развивается и манипулирование мелкими предметами. Так, ребенок сначала неловко, а потом свободно переворачивает страницы книги, вкладывает мелкие предметы в маленькие отверстия. По-иному теперь малыш берет карандаш — не ладонью, как раньше, а кончиками пальцев. Такой способ захвата карандаша облегчает произвольные движения в лучезапястном суставе. В возрасте от 2,5 года до 3 лет ребенок уже довольно свободно воспроизводит по подражанию вертикальные и горизонтальные линии.
С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна его рука тянет лист по направлению к телу, а другая то же делает в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен.
Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.
В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.
К концу 3-го года жизни координация движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком трехколесном велосипеде. Он уже может произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.
Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто — правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.
К концу 3-го года жизни формируется правильный захват карандаша: он удерживается между большим и указательным пальцами, опирается стороной на средний палец. Благодаря все более свободным движениям в лучезапястном суставе ребенок может чертить карандашом не только вертикальные и горизонтальные линии, но и круги. Он начинает с удовольствием раскрашивать картинки, но при этом его штрихи еще беспорядочны, и он нечетко соотносит их с формой раскрашиваемого объекта.
В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать “молнию” на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.
Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.
Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.
При поражении центральной нервной системы развитие моторики у малыша нарушено. В зависимости от характера и тяжести болезни двигательные аномалии проявляются различно как по степени выраженности, так и по специфике нарушений.
У детей с легкими остаточными признаками поражения центральной нервной системы и при так называемой минимальной мозговой дисфункции может запаздывать формирование более тонких и дифференцированных движений. Например — пяточно-пальцевой схемы ходьбы. Малыш продолжает ходить, большей частью опираясь на пальцы стоп. При нарушениях равновесия ребенок передвигается на широко расставленных ногах с преимущественной опорой на внутренние края стоп. Координированные движения рук и ног в этих случаях развиты недостаточно.
Отставание в развитии моторики выражается и в том, что малыш способен прыгать только с поддержкой и часто с выбрасыванием одной ноги вперед. При более значительном отставании в моторном развитии ребенок не прыгает вовсе.
Детям с легкими отклонениями в развитии моторики может быть недоступным лишь произвольное изменение скорости, силы и направления движений.
При тяжелом поражении центральной нервной системы, и, в частности, при детском церебральном параличе, ребенок к 3 годам может не ходить вообще или передвигаться приставным шагом, держась за руку взрослого.
Поражение центральной нервной системы, даже минимальное, приводит к отставанию в развитии функциональной активности рук. Эти нарушения очень разнообразны, но во всех случаях малыш затрудняется выполнять тонкие движения пальцами рук, изолированные друг от друга движения руками, попеременные движения ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание кистей, сжимание и разжимание пальцев, движения руками с дозированным усилием и заданной амплитудой.
Кроме того, могут наблюдаться различные непроизвольные движения. Это, в частности, гиперкинез (резкие насильственные движения) или тремор (дрожание рук). Такие движения обычно усиливаются по мере приближения руки к цели, например ко рту во время еды. Могут возникать навязчивые движения рук: ребенок сжимает их, потирает, кусает и т.д. Во всех таких случаях малыша обязательно нужно показать психоневрологу.
Родителей порой беспокоят разного рода стереотипные движения, а также пароксизмальные проявления во время сна. Это монотонные ритмические раскачивания во сне на четвереньках. Они чаще всего наблюдаются у детей, лишенных положительных эмоций в достаточном количестве. Такие дети, как правило, воспитываются с самого раннего возраста в домах ребенка, а потом в детских домах. Стереотипные движения часто наблюдаются у детей с олигофренией, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями.
Однако качания во сне встречаются и у детей, живущих в благополучных семьях, в которых родители уделяют много внимания своему ребенку. Часто эти ребятишки отличаются повышенной нервной возбудимостью — невропатией.