К раннему возрасту, который ограничивается временным промежутком от года до 3 лет, в психике ребенка закладывается основной фундамент всех последующих приобретений: малыш с помощью взрослого открывает для себя мир других людей и предметов, учится общаться и узнает назначение вещей и способы обращения с ними, начинает переживать свое собственное “Я”, отдельное от “Я” другого человека, обретает первые привязанности, способность любить людей и доверять им, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. Его самостоятельность во многом определяется тем, что ребенок в начале 2-го года жизни осваивает ходьбу. Замкнутое пространство кроватки и манежа неожиданно и волшебно распахивается, ребенок обретает свободу передвижения, привычную для нас, взрослых, но ощущение которой так обострено у только что вставшего на ноги малыша. В новом ракурсе для него открывается мир, наполненный невероятно интересными вещами, которые нельзя было исследовать, находясь в кроватке или на руках у мамы.
Какие особенности психики ребенка от 1 года до 3 лет определяют его отношение к миру? Что его привлекает и огорчает, чего он хочет, к чему стремится? Попытаемся ответить на эти и множество других вопросов, волнующих родителей.
Пожалуй, одной из самых отличительных особенностей психики маленького ребенка является ситуативность. Это не означает, что психическая жизнь малыша включается и выключается, подобно электрическому прибору. Она проявляет себя постоянно. Ситуативность определяется тем, что основной интерес ребенка в этом возрасте сосредоточен на том, что расположено в его поле зрения, что предоставляет ему та или иная наглядная ситуация. Все, что находится за пределами восприятия ребенка, не представляет для него интереса. Каждый предмет оказывается как бы аффективно заряженным (лат. affectus — душевное волнение, страсть), побуждая его действовать. Окружающие вещи как будто притягивают к себе ребенка. Он просто не может не открывать, не переворачивать или не бросать их. У годовалого малыша пока еще нет способности оперировать представлениями без опоры на окружающие вещи. Такая способность формируется постепенно на протяжении раннего возраста. Поэтому столь велика в его жизни роль предметов. Лишая его возможности действовать с ними, мы отбираем у ребенка возможность мыслить, а значит, и полноценно жить.
Связанность ребенка наличной ситуацией накладывает отпечаток на все виды его деятельности, на все психические процессы. Так, память малыша функционирует преимущественно в форме узнавания и актуализируется в момент появления предмета или его исчезновения; мышление разворачивается как наглядно-действенное, проявляющееся в данной ситуации; познание окружающего мира осуществляется путем практических действий с предметами. Эмоции малыша также чаще и ярче выражаются в момент восприятия окружающего. Известно, что ребенка в этом возрасте легко успокоить: достаточно лишь привлечь его внимание к какому-либо предмету — и тот сразу же завладеет всем его существом. Выполнение того или иного практического действия с предметом зависит от того, насколько хорошо ребенок видит его. Предложите 2-летнему малышу сесть на стульчик, находящийся за его спиной, и вы увидите, как непросто ему справиться с этой задачей: ему необходимо держаться за него или прогибаться таким образом, чтобы видеть, куда он садится.
Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении инструкции взрослого. В опытах известного психолога А.Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещали игрушки, и взрослый просил его “взять рыбку”, которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же смотрел на нужную игрушку, тянулся к ней, но по пути встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Непосредственное, более сильное воздействие объектов легко нарушает выполнение заданий. Попросите ребенка принести какой-нибудь предмет, находящийся в поле его зрения, но достаточно далеко. Он охотно отправится за ним, но по дороге, скорее всего, увлечется чем-то другим и забудет о вашем поручении. Не следует обижаться на малыша за то, что он не выполнил вашей просьбы: его психика устроена таким образом, что он не всегда может “удержать” инструкцию взрослого, его внимание неустойчиво и легко отвлекается.
Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста — особая эмоциональность его восприятия. Мы уже говорили, что вещи притягивают, подчиняют себе малыша. Эмоциональность восприятия свойственна и нам, взрослым, но мы умеем отвлекаться от нее, волевым усилием подавлять свои чувства. Не так у ребенка. Своеобразие восприятия маленьких детей заключено в его страстности. Как радостно бросается ребенок к новому для него предмету или включается в уже известную, но интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает их взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. Импульсивность, неустойчивость настроений, заражаемость эмоциями — эти качества детей отмечают многие исследователи раннего возраста.
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру — вот, пожалуй, главная особенность ребенка раннего возраста. Сказанное, конечно, не означает, что малыш никак не изменяется на протяжении этого периода. Он проходит огромный путь развития, на котором постепенно освобождается от “плена” наглядной ситуации. У него формируется система представлений, регулирующих его практическую деятельность, зарождается символическое мышление, позволяющее действовать по воображаемому плану. Он овладевает системой принятых в его культурном окружении сенсорных эталонов (имеется в виду формирование представлений о форме, цвете предметов, умение сравнивать и соотносить их, развитие фонематического слуха), познает себя как субъекта своей деятельности. Происходит постепенное высвобождение памяти от опоры на восприятие (например, на 3-м году жизни ребенок охотно делится со взрослыми своими воспоминаниями о каких-либо событиях; воспроизводит по образу действия, усвоенные ранее; гораздо чаще, чем прежде, выполняет словесную инструкцию). Все более произвольным становится и внимание ребенка: он может долго и сосредоточенно собирать пирамидку или разглядывать картинки в книжке, слушать рассказ взрослого. Все эти изменения происходят в процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе индивидуальной деятельности малыша.