Если послушать то, что нам рассказывают наши матери, то создается впечатление, что 30 лет назад все без исключения младенцы, приученные к горшку к своему первому дню рождения или в крайнем случае с небольшим опозданием, представляли собой более развитое поколение, чем современные дети. Но на самом деле к горшку были приучены не дети, а их матери. Не очень сложно приучить к горшку ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают плакать, прежде чем намочить свои подгузники. Но «поймать» малыша таким способом — это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка носит часто рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо начинает сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.
Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок начинает понимать, что такое стул, способен оставаться сухим в течение 2—3 часов, может самостоятельно раздеваться и одеваться, когда ходит в туалет, и способен понимать, что от него требуется. Но если ребенок в данный момент еще не приучен к горшку, это вовсе не означает, что его нельзя начать знакомить с этим прямо сейчас.
Началу «туалетному обучению» следует посвятить тот день, когда вы максимально свободны и готовы внимательно наблюдать за малышом.
Поставьте удобный, красивый горшок на видное место и пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет (можно в штанишках).
Оставьте ребенка без памперсов и внимательно понаблюдайте за тем, как часто малыш мочит или пачкает штанишки. Обычно акт дефекации происходит у малышей почти в одно и то же время. Наблюдая за ребенком, вы заметите, что перед тем, как испачкать штанишки он проявляет недовольство, морщится, отвлекается от своих занятий, сосредотачивается, напрягается. Самое время предложить ребенку горшок.
Горшок должен быть удобным, устойчивым, не холодным, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта. Если ребенок капризничает, можно отвлечь его игрушками, спеть или рассказать что- либо.
Если ничего не получается не отчаивайтесь. Продолжайте наблюдать за малышом. Снова посадите на горшок, когда заметите характерные приметы. Применять силу не стоит. Если у ребенка не было позывов к мочеиспусканию, то он просто не поймет, чего вы от него хотите, а вот негативное отношение к горшку может возникнуть.
Годовалый ребенок может обходиться без горшка до двух часов. Если он попил, поел или дома прохладно, то он скорее захочет в туалет. Поэтому частота высаживаний на горшок зависит от ситуации. Обязательно предлагайте горшок после сна.
Не стоит торопить ребенка и ждать быстрых результатов. Вспомните, что и вы, и окружающие вас люди, когда-то научились этой премудрости.
Не ругайте ребенка, если он намочил или испачкал штанишки, несмотря на ваши старания и тренировку. Можно немного пожурить его, показать свое огорчение и быть внимательней к малышу впредь.
Вы дождетесь того момента, когда малыш начнет жестами или звуками показывать вам свое желание посидеть на горшке. Для этого горшок должен стоять на видном месте – рядом с кроваткой, тогда малыш сможет сам подойти к горшку и этим сообщить о своем намерении.
На первом году жизни и в первой половине второго года ребенок не может еще дать отчета своим действиям, он не понимает, что обязательно нужно ходить на горшок. Хорошо в этом возрасте действует пример родителей или старших детей. Пусть ребенок увидит, как ходит в туалет мама или папа, как знакомые дети садятся на горшок и, возможно, он тоже захочет быть «как большой».
Самое подходящее время для приучения к горшку – лето. В это время можно гулять без памперсов и мочиться «под кустик».
По весу ночного или прогулочного памперса вы можете судить о готовности мочевого пузыря малыша терпеть время прогулки или дневного сна. Находите реальные возможности для оставления ребенка без памперса: игры дома, прогулка, дневной сон, а потом и ночь без памперса.