Сразу после рождения вашему ребенку поставят отметку - напоминание, что ваш новорожденный входит в количественный мир, где человеческие существа сравниваются и получают баллы от рождения и до конца жизни. Шкала Апгар, разработанная д-ром В. Апгар в 1952 г., позволяет быстро оценить начальное состояние здоровья вашего ребенка. Баллы, выставляемые в 1-ю минуту после рождения и затем через 5 минут, соответствуют частоте биения сердца, частоте дыхания, окраске кожи, мышечному тонусу и активности, реакции на раздражение.
Каждый исследуемый клинический признак оценивается по трехбалльной системе. Хорошо выраженный признак оценивается баллом 2, недостаточно выраженный — 1, отсутствие или извращение признака — 0.
Итак, по шкале Апгар оценивается общее состояние малыша при рождении по 5 признакам:
• Работа сердца
У новорожденных сердечко бьется очень часто, совершая до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же ваш малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей, у него происходит замедление сердцебиения. Пульс менее 100 ударов в минуту — 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
• Частота дыхания
Малыш может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Представляете, это практически раз в секунду! Такая работа, разумеется, оценивается по максимуму — 2 балла. При этом крик у ребенка громкий, призывный, оповещающий весь мир, что он уже появился на свет. Но картина может быть и другой. Новорожденный кричит не громко, его голос больше похож на стон. Он, как будто, пытается нам рассказать, как тяжело ему пришлось во время родов. Дыхание при этом медленное, не регулярное. Такое состояние оценивается в 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
• Мышечный тонус
В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц сгибателей, что обуславливает их позу — голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачках, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, некоординированны, хаотичны. Он может размахивать руками, передавая всем привет, или грозить кулачком нерадивой акушерке. Такое поведение оценивается в два балла.
Если же у ребенка слегка согнуты ручки и ножки, а движения его медленные и редкие, то это ставится 1 балл.
Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
• Рефлексы
С рождения у детей начинают функционировать важнейшие безусловные рефлексы. Первый крик, первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы очень важны для малыша, ведь за счет них ребенок обеспечивает себя едой. Часто поражают родителей рефлексы ходьбы и ползанья. Представляете, вы кладете ребенка на животик, подталкиваете под пяточки и… ваш новорожденный малыш проползает до конца пеленального столика. А когда вы ставите малыша на твердую поверхность, поддерживая его под мышки, он начинает делать бо-о-о-льшие шаги. Все это относится к врожденным рефлексам. И если они вызываются в полном объеме, значит малышу записывают очередные 2 балла.
Когда рефлексы у ребенка вызываются, но как-то неуверенно, то малыш получает 1 балл.
Отсутствие рефлексов — 0 баллов.
• Цвет кожных покровов
Кожные покровы у новорожденного могут иметь цвет от бледно до ярко розового. Это оценивается в два балла. У цветных младенцев обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и подошвы ног. Дети после кесарева сечения чаще имеют тенденцию набирать больше баллов по шкале Апгар, потому что они не испытывают затруднений при прохождении родовых путей и цвет их кожи обычно лучше.
Если у малыша выявляется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл.
Равномерно бледный или синюшный цвет кожных покровов — 0 баллов.
Оценка по шкале Апгар — субъективная. Поэтому однозначно нельзя сказать, что ребенку, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее ребенка, получившего 7 баллов. Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко, он мог закричать не слишком громко или отмечался цианоз — синюшность кожных покровов.
Итак, полученные малышом баллы при рождении можно оценить так:
10–7 — Оптимально
5–6 — Легкие отклонения в состоянии здоровья
3–4 — Средние отклонения в состоянии здоровья
0–2 — Сильные отклонения в состоянии здоровья
Низкая оценка по данной шкале может быть связана с одномоментной ситуацией при рождении (острая гипоксия или асфиксия) или хроническим состоянием плода (хроническая гипоксия), а также физиологической незрелостью. Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Кислородное голодание приводит к изменению многих функций организма. Реже при низкой Оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости, основными признаками которой является вялость, пассивность, ребенок подозрительно спокоен (например, не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит, требует есть реже, чем через каждые 3–4 часа), выявляется сниженный мышечный тонус.
При низкой оценке по шкале Апгар на 1 минуте жизни малыша важна положительная динамика (прибавка 2 и более баллов) к 5 минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой по шкале Апгар в роддоме требует особого внимания врачей. Возможно ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение.
Родителям не следует воспринимать оценку по шкале Апгар как некую оценку только что родившегося ребенка или его умственных способностей. В доказательство этих слов были проведены исследования, которые показали, что зависимости между низкой оценкой по Апгар и дальнейшем развитием ребенка нет. Мамам и папам следует помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от родительской любви и заботы, от внимания близких людей, от психологического климата в семье и воспитания, от общения со сверстниками. И если все это у малыша есть, то его самые высокие оценки еще впереди.