Все о планировании беременности, родах и развитии малыша!
навигация

вход на сайт

в контексте



календарь
«    Февраль 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 


Ноябрь 2010 (3)
Сентябрь 2010 (1)
Август 2010 (6)
Январь 2010 (4)
Декабрь 2009 (16)
Ноябрь 2009 (29)
Октябрь 2009 (13)
Сентябрь 2009 (9)
Август 2009 (12)
Июль 2009 (8)
Июнь 2009 (7)
Май 2009 (8)
Апрель 2009 (16)
Март 2009 (23)
Февраль 2009 (28)
Январь 2009 (19)
Декабрь 2008 (36)
Ноябрь 2008 (133)
Октябрь 2008 (153)
Сентябрь 2008 (93)
Август 2008 (182)
Июль 2008 (206)
Июнь 2008 (131)
Май 2008 (181)
Апрель 2008 (534)
Март 2008 (385)
Февраль 2008 (143)
Январь 2008 (437)
Декабрь 2007 (25)



Наш ребенок

Стереотип недоношенного
Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки.) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:
Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».
Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».
Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного», когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.
Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи — дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.
Начните с себя
Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.
Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.
Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1. По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:
насколько обоснованно мое беспокойство?
нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку
Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2.
Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.
Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.
При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.
Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.
Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.
Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.
Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап — насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».
Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:
владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).
Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.
Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3.
Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.
Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.
Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:
постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.
Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, — на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.
Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача — найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами
Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.
Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы — ваши и других членов семьи.
Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга — так называемой перинатальной энцефалопатии. Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.
Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения — это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).
Домашний уход за недоношенным ребенком
Температурный режим
В первую очередь в домашних условиях недоношенному ребенку необходимо создать оптимальный температурный режим. Температура воздуха в комнате должна быть 22—250С. Через каждые 3 часа необходимо в течение 15-20 минут проветривать помещение. Непосредственно возле ребенка (под одеялом) следует поддерживать температуру 28—320С. Нередко возникает необходимость в дополнительном обогреве новорожденного. С этой целью удобно использовать резиновые грелки. Температура воды в грелках должна составлять 60—650С.

Электрические грелки и одеяла для обогрева новорожденных применять нельзя. В зависимости от степени недоношенности и температурных условий в комнате можно использовать от одной до трех грелок. Обернутые в пеленки, полотенца или специальные мешочки, грелки помещают в ногах (под одеялом) и по бокам (поверх одеяла). Кладут их на расстоянии ладони от ребенка. Для постоянного контроля за температурой под одеялом рядом с малышом можно положить термометр. Ни в коем случае (во избежание ожогов) нельзя подкладывать грелку под ребенка или класть ее сверху (это затрудняет дыхание). Менять грелки следует через полтора-два часа поочередно, чтобы даже на короткий срок не оставлять малыша без источника тепла.

А вот лицо новорожденного обязательно следует оставлять открытым (не прикрывая его одеялом). К концу первого месяца ребенок начинает самостоятельно «удерживать» температуру тела и постепенно можно будет отказаться от искусственного обогрева. Температуру тела недоношенного ребенка необходимо измерять утром и вечером. По рекомендациям врача – чаще, иногда при каждом пеленании. Делать это нужно, не раздевая малыша.

Одежда
Ребенка, родившегося с массой тела более 2 кг, не нужно кутать. Его одевают также как и других (доношенных) младенцев. Крохам с весом меньше 2-х кг требуется гораздо больше вещей. Наиболее подходящей одеждой для них является трикотажный чепчик, трикотажная кофточка с капюшоном и зашитыми рукавами, подгузник и ползунки. Одетого таким образом ребенка следует завернуть в байковое одеяло, положить в шерстяной конверт и сверху укрыть фланелевым одеялом.

К концу первого месяца следует постепенно отказаться от конверта и одеяла. Нельзя стеснять дыхание ребенка тугим пеленанием. Чтобы равномерно дышали все участки легких новорожденного, его необходимо регулярно перекладывать с одного бока на другой.

Купание
Малышей с массой тела при рождении менее 1500 г в первые 2—3 недели дома не следует купать. Остальным же новорожденным с низкой массой тела стоит подождать с принятием ванны 7—10 дней. В первые 3 месяца жизни недоношенных детей купают в кипяченой воде. Температура воды в ванночке должна быть 38 градусов, а в комнате, где происходит купание, – 25 градусов.

Прогулки
С прогулками следует быть очень осторожными: резкая смена температуры может неблагоприятно повлиять на здоровье малыша. Недоношенных детей, родившихся с массой тела более 1500 г, можно выносить на прогулки начиная с 2-недельного возраста (в теплое время года при температуре воздуха 25—26 градусов). Первая прогулка непродолжительна – всего 10—15 минут. Затем время пребывания на свежем воздухе постепенно (прибавляя по 20 минут) доводят до 1—1,5 часов. Осенью и весной (при температуре воздуха до 10 градусов) можно гулять только с грудничками в возрасте 1—1,5 месяцев с массой тела не менее 2500 г. При температуре воздуха ниже 8—10 градусов гулять с недоношенными детьми можно только при достижении ими возраста 2-х месяцев и массы тела 2800—3000 г.

Прививки
Календарь прививок у недоношенных детей строго индивидуален. Если ребенок здоров и имеет массу тела при рождении более 2000 г, то его прививочный календарь не будет отличаться от доношенных детей. Малышам, родившимся с массой тела менее 2000 г, прививка БЦЖ в роддоме не проводится. Ее делают при достижении новорожденным массы тела 2500 г. Дети, родившиеся с массой тела менее 1500 г, прививаются лишь в конце первого года жизни, и то с учетом состояния здоровья.

Медицинское наблюдение
За детьми, родившимися недоношенными, по месту жительства устанавливается диспансерное наблюдение до 7 лет жизни. Обязательны периодические консультации специалистов, в первую очередь невропатолога. В возрасте 1—2 недель и далее проводится профилактика рахита: ультрафиолетовое облучение-кварцевание, добавление в пищу по назначению врача витамина Д, массаж, закаливание.

В течение первых двух лет недоношенный ребенок должен находиться под наблюдением кардиолога. В 2, 4, 6 и 12 месяцев жизни ребенка необходимо проведение электрокадиографии (ЭКГ), позволяющей оценить работу сердечной мышцы. Ультразвуковое исследование сердца (эхокардиография — ЭХО-КГ) позволяет выявить пороки и другие анатомические дефекты сердца. ЭХО-КГ желательно провести в 2, 6, 12 и 24 месяца жизни ребенка

 (голосов: 0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Добавление комментария
Ваш псевдоним:


Электропочт@:



Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить код

Символы на картинке:






наш опрос
Как скоро у вас наступила самостоятельная беременность?

Сразу же все получилось
В течение трех месяцев
В течение полугода
В течение года
В течение полутора лет
В течение двух лет
В течение трех лет
Позже


конкурсы
Победитель фотоконкурса "Ребенок января"



популярное

комментарии
От integras в новости:
Родильное отделение БСМП №1 им.Семашко (ЦГБ) Ростов-на-Дону
---------------------------------------------------
От integras в новости:
Родильное отделение БСМП №1 им.Семашко (ЦГБ) Ростов-на-Дону
---------------------------------------------------
От integras в новости:
Родильное отделение БСМП №1 им.Семашко (ЦГБ) Ростов-на-Дону
---------------------------------------------------
От Leli в новости:
Избыточный вес у ребенка
---------------------------------------------------
От Лёлька в новости:
Родильное отделение БСМП №1 им.Семашко (ЦГБ) Ростов-на-Дону
---------------------------------------------------


Copyright © 2007. MaminPortal.Ru All Rights Reserved