Все маленькие дети верят в Деда Мороза. А все взрослые знают, что его не существует, но при этом спрашивают детей, что они хотели бы получить в подарок от Деда Мороза, поддерживая детскую веру в миф. А хорошо ли это? Может быть, надо раз и навсегда сказать ребенку, что это миф и чудес на свете не бывает???
Фигура Деда Мороза занимает особое место в жизни детей и взрослых. За ней скрывается вера наших предков в древнее божество, которое приносит дары на Новый год, а вместе с ними – надежду на новый урожай и новую жизнь. Даже современный человек, далекий от архаических верований, чувствует потребность во встрече Нового года. Что же говорить о ребенке, для которого Дед Мороз абсолютно реален? Это персонаж, который обязательно придет в назначенный срок и принесет все, чего ни пожелаешь. Это некий «коллективный» родитель, на которого дети проецируют свои представления об идеальном взрослом. Ожидание сказки, ощущение того, что желания исполняются, и, наконец, обыкновенная жадность (чем больше дают, тем больше хочется) – все эти чувства живут до поры до времени в каждом ребенке. Игра в Деда Мороза помогает ему осознать, что даже не очень правильные чувства имеют право на существование. Удовлетворив свои фантазии, свою жадность, растущий человек учится контролировать эту инстинктивную силу.
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он, доверчиво глядя в глаза родителям, грустно спрашивает: «А Дед Мороз на самом деле существует?» На этот случай взрослому лучше иметь заранее приготовленный ответ. Вот некоторые варианты ответов: Дед Мороз приходит только к маленьким ребяткам / Дед Мороз дарит подарки только тем, кто в него верит, остальным дарят родители/ Пока сказать, что он есть, но родители дарят подарки по его поручению (и все с ним согласовав) - т.к. он один не в состоянии всем везде подарить.
Дети не видят никаких проблем в том, что этот сказочный герой часто предстает перед нами в образе живых людей. Они готовы принять, что это просто мужчины, переодетые в костюм Деда Мороза. Они прекрасно знают, что человек, который появился в школе с мешком подарков, живет в конце улицы и играет роль Деда Мороза, потому что так делают все взрослые.
Пока ребенок хочет верить в Деда Мороза, поддерживайте эту игру. Неважно, сколько ему лет: 4, 8 или 11. Переступите через свою реалистичность и все-таки организуйте праздник. Игра в Деда Мороза необходима для развития у ребенка воображения, символического восприятия мира, творческого мышления. Если он задает вполне конкретные вопросы: «Как Дед Мороз успевает прийти ко всем детям сразу? Почему он похож на папу или дядю Сережу? Как он все-таки выглядит?», предложите свою версию, подходящую для данного возраста. Малышу, к примеру, объясните, что Дед Мороз один, а детей много и поэтому у него есть помощники, которые выполняют все задания волшебника. Ребенку постарше можно рассказать о далекой северной стране, оленях и маленькой ледяной избушке, заваленной детскими письмами. Придумать интересный ответ – не значит солгать. В конце концов, любой вопрос сына или дочери о вере в чудеса – это возможность самому взрослому задуматься: «А во что верю я сам? Для меня Дед Мороз существует?» Отнеситесь к вопросу ребенка как к возможности поговорить и услышать друг друга. Контакт, возникающий между вами, и та работа, которая происходит в вашей душе при ответе на вопрос, – очень ценный подарок. Потому что это момент встречи человека с самим собой. И в данной ситуации неверного ответа на детский вопрос не существует.
Когда вы говорите «да» невероятной магии Деда Мороза, вы говорите «да» надежде и вере. В конце концов, мало найдется взрослых, кто бы хотел, чтобы ему в детстве сказали правду о Деде Морозе. Всем хочется в жизни немного волшебства.
И нам, взрослым, не следует забывать, что Дед Мороз будет существовать до тех пор, пока мы этого хотим и верим…