По мере взросления у ребенка постепенно происходит смена ценностей. Он по-другому начинает смотреть на некоторых людей, их поступки. Подросток как никто другой ощущает разницу между миром взрослых и миром ребенка, понимая, что его положение где-то посередине. К тому же в это время перестраиваются отношения со взрослыми.
Огромное влияние на гармоничное развитие личности подростка оказывают отношения в семье. Причем важно взаимопонимание не только ребенка с родителями, но и между взрослыми. Ведь именно в семье, когда родители одобряют одни поступки и осуждают другие, в его сознании формируется определенная система ценностей. При этом значение имеет не только точка зрения близких людей, но и конкретные примеры их поведения в различных ситуациях. Не задумываясь о последствиях, родители могут подтолкнуть к появлению определенной черты характера, развитию способностей или наоборот остановить их формирование еще в зачаточном состоянии. К примеру, когда малыш учится готовить, родители могут подбодрить его и с улыбкой встретить первые неудачи, а затем объяснить, как можно избежать их в дальнейшем. Или отругать за испорченные продукты и выразить недовольство по поводу его нового увлечения. Именно благодаря поддержке и пониманию со стороны родителей малыш может стать отличным поваром, а безразличие и недоверие взрослых только отобьют желание готовить.
Внимание к ребенку, поощрение его инициативы, признание его личности влияют не только на развитие каких-либо способностей. Они позволяют подростку повысить самооценку и построить доброжелательные отношения с другими людьми.
И только недостаток родительского тепла и любви порождает неосознанную враждебность, которая может быть направлена на совершенно посторонних людей, родителей и даже на самого себя. В последнем случае агрессия подавляет самоуважение и повышает уровень тревожности.
Итак, какие отношения между родителями и подростком самые прогрессивные? Большинство психологов считают, что воспитанию инициативности, самостоятельности, ответственности за принятые решения способствует демократический стиль общения. Когда родители не только мотивируют свои требования, но и допускают их обсуждение, признают наличие ошибок и учат ребенка их не бояться. Необходимо поощрять независимость подростка и в то же время устанавливать рамки дозволенного.
Либеральный стиль общения чаще всего приводит к снижению самооценки, у ребенка складывается впечатление, что он не нужен своим родителям. Не менее губителен и диктаторский стиль. Авторитарные родители либо подавляют своего ребенка, делая его пассивным и безразличным к происходящему вокруг, либо провоцируют агрессию и протест. Ребенок осознает, что разговаривать с ними бесполезно, а иногда и небезопасно. Он перестает доверять взрослым свои проблемы, советоваться с ними. В то же время собственные переживания кажутся ему уникальными и неразрешимыми, подросток начинает чувствовать себя еще более одиноким. Ситуация становится хуже, если родители постоянно осуждают его поведение, подвергают критике жизненную позицию. В этом случае подросток перестает стремиться к своим идеалам и становится таким, каким его видят близкие.
В переходном возрасте ребенок пытается построить с родителями новые, более «взрослые» отношения. Его уже тяготит излишняя забота и опека, он хочет быть самостоятельным. Но еще не понимает, что самостоятельность влечет за собой определенную долю ответственности. Задача родителей в том, чтобы объяснить подростку, что все, что с ним происходит, — это результат совершенных ранее действий. В жизни важен каждый момент, и вернуть былое не получится.
Если взрослые не смогут наладить отношения с подростком, постепенно он будет отдаляться от них все больше и больше. Со временем и влияние сверстников станет сильнее родительского. Однако, несмотря на свою самостоятельность, он все еще нуждается в родителях. Но только таких, с которыми, как со старшими друзьями, можно обсудить волнующие темы, которые помогут достичь желаемых высот и добиться конкретной цели. Зададут направление, придадут уверенности, а ведущую роль оставят за самим ребенком.