Практически каждый работник магазина может рассказать случай из практики про то, как маленький ребенок с родителями зашел в магазин и что из этого вышло. За считанные минуты милый улыбчивый карапуз превращался в «истошно орущего монстра». Не менее чудесным образом преображались и скромные воспитанные родители. Они то надменно игнорировали поведение своего «чудовища», то начинали кричать в ответ. А заканчивалась эта сцена всегда прозаично — родители хватали ребенка за шиворот и буквально выносили из магазина.
Всех взрослых, невольно наблюдающих это действо, можно разделить на две категории: тех, кто и сам когда-то был в числе действующих лиц, и тех, кому еще предстоит это испытать. Ведь практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни устраивает истерику в магазине. Причем чаще всего виной тому именно взрослые.
Почему? Попробуем разобраться. Собираясь в магазин, многие родители составляют список необходимых товаров, просчитывая, как они впишутся в семейный бюджет. И то, что у ребенка могут быть совершенно другие планы, почему-то не берется в расчет. В то же время любой магазин манит кроху новыми красивыми игрушками, приятными ароматами. И если семилетний ребенок постепенно учится укрощать свои желания, то трехлетний просто не в состоянии с ними справиться, ему хочется то одно, то другое.
В любом случае ребенку нужна помощь родителей. Для начала можно предложить ему участвовать в составлении списка. Пусть он выскажет свою точку зрения и перечислит продукты, которые, как ему кажется, надо купить. А затем вместе с родителями обсудит, насколько они важны и можно ли отложить их приобретение на более поздний срок. Если малыш уже умеет писать, цветными карандашами или ручками он может заносить в листок все, что решили купить. Кстати, об этом можно поговорить с ребенком и по дороге в магазин. Лучше заранее обсудить, какие и сколько покупок будет сделано именно для малыша. Только потом обязательно надо выполнить свое обещание, даже если ребенок на время забыл о договоренности, чтобы не подорвать доверие к родителям. Причем это правило касается и количества обещанных подарков. Если изначально договорились, что ребенку купят только одну игрушку, значит надо приобретать только одну. Небольшую поблажку можно сделать лишь тому малышу, который уже не устраивает истерик в магазине. Если, отойдя от одного прилавка, ребенок просит другую игрушку, можно посоветовать ему выбрать одну из них. Если новая нравится больше, первую можно выложить из корзины. В противном случае ребенок решит, что из родителей можно «вить веревки».
Иногда малыш умоляет купить единственную игрушку, но настолько дорогую, что родители не могут ее приобрести. Как вести себя в такой ситуации? Взрослым необходимо объяснить карапузу, что они понимают его желание, но пока не в силах его удовлетворить. Лучше всего предложить купить игрушку на День Рождения, Новый Год или другой крупный праздник. При этом в разговоре избегать категоричности, не использовать слова «нет». Ребенка пугает мысль о том, что он никогда не будет играть с этой игрушкой.
В некоторых случаях можно применить другую тактику. Маленький ребенок еще не знает цену вещам. Поэтому объяснять можно только через сравнение. Например, сказать малышу, что эта игрушка стоит столько, сколько все те, что у него уже есть. И если он так сильно хочет, чтобы ему купили новую, сперва надо собрать все старые и обменять их на нее. Чаще всего, придя домой и встретившись со своими любимыми куклами или машинами, ребенок делает выбор в их пользу. Однако родители должны быть готовы к тому, что он может собрать свои игрушки и согласиться на обмен. Тогда покупку совершить все же придется. А все старые игрушки необходимо будет кому-нибудь отдать.
Есть и еще один способ избежать скандала. Некоторые родители возят детей в магазин игрушек как на экскурсию. Для начала они объясняют малышам, что в магазине будет много игрушек, их можно рассматривать, трогать, но вот забрать оттуда ни одну не получится. Зато очень скоро можно будет съездить туда и полюбоваться ими еще раз. Постепенно ребенок привыкает к мысли, что из магазина не всегда уходят с покупками.
Казалось бы, перед поездкой в магазин родители подготовили ребенка, и теперь истерики удастся избежать. Но вот ребенок видит красочную витрину, протягивает руки к яркой игрушке и начинает просить. Сперва робко и тихо, затем все громче и громче, и вскоре переходит на крик. Остановить начинающуюся истерику можно только одним способом — полностью ее игнорируя. Родители могут отойти от ребенка на незначительное расстояние и продолжать совершать покупки. Главное, чтобы они могли видеть малыша. Чаще всего ребенок тут же успокаивается, поднимается с пола и нехотя плетется к маме и папе. Но иногда вопящего карапуза обступают сердобольные старушки, начинают его жалеть и ругать беспечных родителей. Ребенок тут же чувствует свою возможную победу и начинает причитать еще более жалостливо. Теперь у родителей есть только один выход — взять кроху под руку и выйти вместе с ним из магазина. Лучше всего пойти домой и в спокойной обстановке все обсудить, но если до дома далеко, можно просто отойти в тихое безлюдное место. Все другие способы уговорить малыша подняться и успокоиться чаще всего не приводят к желаемому результату.
Не всегда проблема похода в магазин заключается в детских истериках. Некоторые слишком подвижные малыши очень любят бегать по магазину, баловаться, хватать с полок выложенный товар. И вроде бы родители пытаются устанавливать какие-то рамки. Но ничего не помогает. Детская любознательность берет верх над родительскими запретами. В этом случае взрослые должны направить избыточную энергию ребенка в нужное русло. Например, попросить кроху помочь нести корзину или подать с полки хлеб или печенье. Ему можно доверить выбор йогурта или творожного сырка. Многим родителям нравится посещать магазины, в которых есть детская игровая комната или специальные машинки-корзинки, управление которыми полностью поглощает внимание малыша.
После похода в магазин родители должны обязательно поговорить с ребенком. Похвалить его за хорошее поведение, сказать, что очень рады тому, что он научился себя правильно вести, и тому, что он есть. Такое отношение радует ребенка, и он стремится стать еще лучше. Если же посещение магазина было не очень удачным, родители могут напомнить малышу о его обещаниях, обратить внимание, что взрослые, в свою очередь, сдержали свои слова. А вот наказывать ребенка не стоит. В отличие от похвалы, наказание не является хорошим воспитательным методом.
Собираясь в магазин, родители могут взять с собой фотоаппарат, достать его, как только ребенок закатит истерику, и начинать фотографировать. И не стоит отчаиваться, если рев тут же не прекратится. Даже спустя некоторое время красочные снимки укажут малышу на его ошибки в поведении.