В какой-то момент милый воспитанный ребенок может совершить какой-либо неблаговидный поступок. Для многих родителей это как гром среди ясного неба. Ведь раньше такого не было. Однако несмотря на использование педагогических приемов в воспитании ребенка, он продолжает знакомиться с миром. Ему необходимо знать, что хорошо, а что плохо. Для родителей в этот момент важно направить действия своего ребенка. Не обидеть его, не потерять установленные с ним отношения. А для этого необходимо понимать своего малыша.
Впервые заметив, что ребенок обманывает, родители должны постараться отличить настоящую ложь от мнимой. Он может сказать неправду только потому, что не совсем правильно понял слова взрослого. А вот чем может быть вызвана настоящая ложь? Здесь есть несколько вариантов.
Возможно, малыш очень хочет получить игрушку или конфетку. Он пытается добиться желаемого любыми способами. Однако используемая в этом случае невинная ложь характерна только для маленьких детей. Она настолько проста, что сразу «бросается в глаза». И родителям достаточно всего лишь объяснить ребенку, что обманывать нехорошо.
В надежде заинтересовать собеседника ребенок может очень сильно приукрашивать свои истории. Подчас в его рассказах значительно больше вымысла, чем правды. Родителям такого малыша необходимо проверять его слова и объяснять ему, насколько фантазии могут быть нереальны.
Ложь становится более искусной, если ребенок испытывает страх. Это не страх темноты, грома, молнии или грозного чудовища. Это страх перед собственными родителями. Очень строгими, которые часто применяют телесные наказания. Малыш одновременно пытается угодить родителям и избежать их жестоких мер. И лжет. Конечно же, ребенку нельзя разрешать все, что он пожелает. Но и запрещать надо как можно меньше. Прежде чем сказать слово «нельзя», стоит много раз подумать, насколько легко следовать этому запрету.
В то же время некоторые дети прибегают ко лжи ради нее самой. Их увлекает именно обман. Объясните малышу, что ложь неприятна окружающим. Но главное, внесите смятение и в его душу. Заставьте его задуматься о необходимости обмана.
В возрасте от 11 до 15 лет ребенок может привирать только для того, чтобы привлечь внимание взрослого. Например, притворяться больным, добиваясь от родителей чуткости, ласки и заботы. Очень часто продолжительность и повторяемость таких «заболеваний» напрямую зависят от родителей. Им надо научиться выражать свои теплые чувства вне зависимости от состояния здоровья ребенка. Одобрение взрослого необходимо подростку постоянно.
Родителям, безусловно, неприятно уличать ребенка во лжи, но иногда возникают такие ситуации, которые надолго могут выбить взрослых из колеи.
Например, в какой-то момент они могут обнаружить в своем доме вещь, явно не принадлежащую их малышу. Это может быть новая игрушка, ручка, книга, которую украл ребенок. Как им вести себя, чтобы детская шалость не стала чертой характера или привычкой? Для начала можно попробовать выяснить, откуда взялся этот предмет. Лучше всего в мягкой форме спросить об этом у самого ребенка. А дальше… Все зависит от возраста маленького «преступника».
Если малышу не больше трех лет, он еще не понимает, что вещи делятся на свои и чужие. Ему просто понравилась эта игрушка, и он ее взял. Ругать его за такой поступок бесполезно. Лучше объяснить крохе, что игрушка скоро понадобится ее хозяину. Отдавая чужую вещь, сразу же предложите ребенку какую-либо замену. Например, заинтересуйте его новой игрой.
Ребенок старше шести лет берет чужую вещь осознанно. Скорее всего, он не признается в своем поступке и постарается спрятать украденный предмет. Ведь и несмышленый малыш догадывается, что это некрасивый поступок. Разве же ему захочется огорчать свою маму? Тем не менее не стоит его ругать и тем более отрекаться от него, называть вором. Лучше предложить ребенку самостоятельно вернуть чужое и попросить прощения за свое поведение. Иногда можно поддержать «проказника» и сделать этот шаг вместе с ним.
Взрослые могут сочинить и рассказать малышу историю про маленького человечка, который пристрастился к воровству, и что из этого вышло. Можно предложить ребенку представить себя в качестве обворованного. Пусть допустит, что у него украли любимую игрушку, книгу. Мысли об этом позволят крохе понять чувства другого человека.
Почему же ребенок, зная, что совершает плохой поступок, все равно берет чужую вещь? Возможно, ему просто не хватает родительской ласки и тепла. Он чувствует себя одиноким и считает, что новая вещь может привлечь к нему внимание одноклассников или ребят со двора. Он старается приобрести друзей, пусть даже и подкупив их, лишь бы не быть одному. Причинами воровства могут стать также ревность, зависть, страх или неприязнь к обворованному. Но какой бы ни была причина, взрослые должны показать ребенку, что не приемлют такое поведение, оно оскорбляет их и самого ребенка тоже. Необходимо убедить малыша отдать украденную вещь. В то же время родителям следует уделять ему больше внимания, постараться помочь ребенку наладить отношения со сверстниками.
Есть и еще одна причина, по которой ребенок совершает кражи. В некоторых детских компаниях ровесники провоцируют друг друга на воровство, считая его доказательством мужества и отваги. Так деревенские дети таскают яблоки из соседского сада. Возможно, ребенок совершил этот поступок, просто не желая выделяться из толпы. Чаще всего его родителям достаточно только поговорить с ним начистоту и попросить не повторять своих ошибок.
Если, несмотря на прилагаемые родителями усилия, ребенок продолжает воровать, придется обратиться к психиатру. Может быть, проблема плохого поведения намного глубже.
Отношения ребенка со сверстниками чаще всего начинают беспокоить родителей слишком поздно, когда ребенок уже идет на крайности: начинает врать или воровать. Но в некоторых случаях детские конфликты в школе или на улице невозможно не заметить. Например, когда ребенок приходит домой с «фингалом» под глазом или когда к вам врывается разъяренный папа соседского мальчишки, явно проигравшего в неравном бою. Для того чтобы справиться с повторяющимися драками, иногда родителям приходится прилагать огромные усилия. Тем не менее желание ребенка драться абсолютно нормально.
Маленькие дети начинают размахивать своими кулачками, если не в силах справиться с нарастающим гневом. Они не всегда умеют выражать негативные эмоции. И в яростном порыве осыпают ударами тех, кто находится рядом. Чаще всего это любимые братья и сестры. Как реагировать родителям на драку своих детей? По возможности, никак. Если, конечно, нет угрозы, что милые детки искалечат друг друга. Лучше позволить им самостоятельно разобраться в своих проблемах. Скорее всего, уже через пару минут они будут дружно играть, забыв про взаимные обиды.
Вмешательство родителей чревато тем, что дети почувствуют себя несчастными. Они просто не поймут, за что их поругали или наказали. В то же время станут придавать драке большое значение. И в следующий раз даже небольшая ссора будет сопровождаться криками, направленными на привлечение родительского внимания. Не удивительно, если детки к тому же решат приукрасить не только причиненный им ущерб, но и причины ссоры. Если это возможно, родители должны постараться не допустить драки. Придумать для ребятишек какое-либо интересное занятие и тем самым отвлечь их от разгорающейся ссоры.
В противном случае, единственное, что могут сделать взрослые, — развести дерущихся детей в разные стороны и дать им время успокоиться. Остановить нападающего ребенка, удержать его за плечи, отвести замахнувшуюся руку. Разбирать, что случилось, можно будет немного позднее, когда улягутся страсти. Кстати, эти правила поведения касаются не только выяснения отношений между детьми из одной семьи, но и дерущихся соседских ребятишек.
Спустя некоторое время после драки взрослые должны ласково утешить «жертву» и строго заметить забияке, что драться нельзя. Свое отношение к произошедшему нужно выражать коротко и ясно. Длинные тирады в адрес обидчика или наказания на целый день не приносят желаемого результата. Не стоит и принуждать ребенка к извинению. Очень быстро он привыкает просить прощения и делает это только для того, чтобы его оставили в покое.