В сознании ребенка ко второму году жизни уже формируется определенное видение мира, которое он будет совершенствовать всю свою жизнь. Его поведение, мысли, и образ жизни будут основываться в дальнейшем именно на нем. Поэтому в процессе воспитания очень важно понимать малыша, объясняя те или иные явления, направлять его на верный путь в развитии. Таким образом, обогащается его представление о мире. А чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет ориентироваться в дальнейшей жизни.
Просыпаясь утром, малыш уже не желает лежать в кровати, намного интереснее для него поскорее выбраться из нее и отправиться исследовать все, что попадется ему на пути. Не нужно препятствовать ему в его познавательной деятельности, запрещая трогать, смотреть, открывать что бы то ни было. В то же время это не означает, что ему все нужно позволять. Самое главное - убрать за пределы его видимости все, что может представлять для него опасность или что ему действительно не нужно брать. Важно помнить, что ребенок непременно все хочет потрогать, разобрать, посмотреть что внутри. Необходимо помогать ему в этом, объяснять, как тот или иной предмет работает, для чего он нужен, что с ним делают. Таким образом, одновременно родители и воспитывают ребенка, и развивают его способности, а заодно и контролируют, чтобы малыш не натворил чего-нибудь. Не нужно запрещать малышу исследовать все, что находится вокруг него, забираться в шкаф, выдвигать ящики, вытаскивать оттуда вещи. Наоборот, во время этого параллельно можно объяснять ему, где что лежит, показывать и называть разные предметы, затем складывать все обратно вместе. Все это очень важно для маленького человека, так как он еще только познает мир и за очень короткий день испытывает столько новых эмоций, что можно сказать - проживает целую жизнь.
В возрасте от года до года с половиной дети учатся приспосабливаться к новой ситуации. В этот период ваш малыш сделает первое открытие типа, как можно протянуть солдатика сквозь узкую щель или как открыть закрытые дверцы или еще что-нибудь подобное. И с каждым днем таких открытий будет становиться все больше. Если раньше ребенок просто выполнял определенные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще придумывает новые способы обращения с вещами.
От полутора до двух лет ваш малыш еще чему-то научится: он впервые начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Малыш неутомимо будет раз за разом давать вам мнимое печенье, чтобы в следующий раз услышать "спасибо" и получить поцелуй. Ребенок уже умеет представлять предметы и взаимодействовать с этими мнимыми образами.
Теперь ваше чадо становится способным решать достаточно сложные задания не методом попыток и ошибок, а с помощью мышления. А еще одно открытие, которое происходит приблизительно в это время, - это осознание того, что предметы существуют постоянно. Вам уже не удастся спрятать от малыша вещь, просто забрав ее из поля зрения юного "наблюдателя". Именно теперь вы можете играть с ребенком, пряча вещи, а он с удовольствием будет искать их, каждый раз проявляя все больше изобретательности в поисках. Малыш развивается, у него с каждым днем становится лучше память, формируется внимание, развивается мышление.
Ребенок активно развивается и познает мир. И наилучший для этого способ - это игра. Через нее ваш малыш открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между предметами (много - мало, большой - маленький, круглый - квадратный), развивает умение ориентироваться в пространстве и др.