В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых "уроках", не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.
Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой.
Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста.
Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой.
Общение со взрослыми и их "деловые" контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в "деловые", игровые контакты
В возрасте после года ребенок, как первооткрыватель, сует свой нос всюду, порой даже трудно бывает за ним уследить. Стоит маме отвернуться на секунду, а малыш уже открыл дверцу тумбочки и достает оттуда все, что там лежит. В этом возрасте он обожает выдвигать ящики, открывать дверцы шкафов, забираться в отделения, предварительно опустошив их. Дети также любят трясти столы и другие предметы, которые они не могут опрокинуть. Любопытство заставляет их многократно карабкаться и спускаться обратно на диван, стулья, кресло, кровати, до чего только могут дотянуться. Очень любят они впихивать маленькие предметы в большие, а потом пробовать поместить большой предмет в маленький. Это происходит, когда малышу все знакомо в доме, ему надоедает постоянная обстановка, и играть с одними и теми же игрушками ему становится скучно. Так проявляются естественное детское любопытство и стремление удовлетворить жажду познания.
Этот период любопытства и новых открытий очень важен для малыша. В этом возрасте ребенок должен узнать, какую форму имеют предметы, как они движутся, какие они на ощупь. Исключительная активность детей в возрасте от полутора до двух лет говорит о степени развитости их разума. Все время, пока карапуз бодрствует, он не успокаивается ни на секунду. Но это нормальное поведение детей в годовалом возрасте. И поскольку активное познание мира крайне важно для малыша, родителям необходимо находить время и принимать участие в его новых играх, позволять ему не только рассматривать, но и трогать все, что он только может найти. Ознакомившись со всеми предметами и явлениями в таком раннем возрасте, у него не будет поводов для страха в дальнейшем, он будет чувствовать себя уверенно и спокойно в окружающем мире.