DataLife Engine > Малышу 1 год 3 месяца > Словарный запас годовалого ребенка
Словарный запас годовалого ребенка29 февраля 2008. Разместил: pilulka |
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправильно произнесенным, словам уже можно понять, что он имеет в виду. В этом возрасте детская память как бы накапливает информацию. Ребенок внимательно слушает, что говорят вокруг, это откладывается в его сознании и через какое-то время он начинает произносить новые слова. Хотя малыш еще плохо говорит, но уже прекрасно все понимает. Родители обязательно должны как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, называть неоднократно различные предметы, комментировать свои и его действия. Очень важно осознавать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждения во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Нужно постоянно контролировать, что ему говорится, как и для чего это делается. Необходимо стараться общаться с ребенком на красивом богатом языке, это поможет формированию более сложного сознания у малыша. Разговаривать можно о чем угодно, но лучше всего о том, с чем он сталкивается каждый день, о чем имеет хорошее представление. На первом году жизни нужно обращать внимание ребенка на всевозможные шумы, можно пробовать подражать этим шумам вместе с ним. Таким образом, у него лучше разовьется способность к произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри. Согласно исследованиям ученых-психолингвистов, речь напрямую зависит от тонкой моторики рук, степени развития ловкости движения пальцев. Поэтому для формирования речевых навыков очень полезны игры, развивающие ловкость рук, такие как «Сорока-белобока кашку варила…», кубики, пирамидки. Кроме того, очень помогает тренировать моторику рук массаж кистей и ладоней. По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1,2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5 -2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов. Канизарес считает, что для того, чтобы расширить словарный запас ребенка, его родители прежде всего должны сделать свою речь как можно более богатой и выразительной. Важно, чтобы ребенок не просто знал слова, но и применял их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Особенно полезны стихи. Слушая и повторяя стихи, ребенок учится "напевать" слова, что значительно облегчает процесс заучивания новых слов. Стихи приучают ребенка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Кроме того, очень важно приучить ребенка к пониманию того, что знак и звук взаимосвязаны. Для этого достаточно предложить ребенку рисовать картинки, чтобы изобразить слово или понятие. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму. Сюзен Канизарес считает, что ребенка необходимо немедленно показывать специалистам, если в 3-4-летнем возрасте он произносит отдельные слова чаще, чем связанные фразы, затрудняется запоминать новые слова, чаще повторяет часть заданного ему вопроса, чем отвечает на него, испытывает трудности, показывая называемые взрослым предметы в книжке с картинками. Для родителей детей 5-6 лет тревожным сигналом должны быть следующие факты: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как ребенок младшего возраста, испытывает трудности с подбором слов для выражения своих мыслей, если не может запомнить трехшаговые указания (пойти сперва направо, потом прямо, потом налево), если он не способен пересказать простую историю. |