Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста". Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.
Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно участвует в мытье и вытирании рук.
В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает нос, когда ему дают платок.
А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола. Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам надевает штанишки).
К трем годам ребенок быстрее и настойчивее начинает осваивать новые действия, старается делать все сам. К этому возрасту, он уже может сам кушать, раздеваться, старается самостоятельно одеваться, хотя не без помощи родителей, пробует умываться, когда ему напоминают об этом, даже пытается зашнуровывать обувь, однако у него это пока совсем не получается. Для достижения успеха нужно объяснять малышу, как правильно надевать ботинки, на какую ногу, как их застегивать. Повторять придется неоднократно, так как это еще достаточно сложно для него.
Параллельно с развитием многих практических навыков в этом возрасте у ребенка начинает формироваться осознание себя полноценной и полноправной частью общества. И если он сталкивается с какими-либо ограничениями своих прав, то очень сильно расстраивается. Поэтому крайне важно общаться с малышом на равных, быть к нему внимательнее, поскольку это способствует формированию уверенной в себе личности и помогает избежать возникновения многих комплексов.
В физическом отношении ребенок становится ловчее, он уже уверенно может подниматься и спускаться по ступенькам, не падает, когда ходит, что доставляет удовольствие ему самому. Наблюдается значительный прогресс в развитии координации движений: малыш уже с легкостью собирает пирамидку, может перелить жидкость из одной чашки в другую. Понемногу у него начинает получаться рисовать. Более того, он становится самостоятельным, что является признаком нормального психофизического развития ребенка.