Уже в раннем возрасте у ребенка проявляется любовь к музыке. Малыш радуется, когда слышит какую-либо мелодию, что сразу заметно по его реакции: он начинает улыбаться, или даже танцевать. Поэтому нужно чтобы музыка звучала в доме в течение того времени, когда он бодрствует. При этом не стоит ограничиваться только каким-то одним музыкальным направлением. Чтобы малыш развивался полноценно, нужно давать ему возможность слушать разную музыку, начиная с классики, заканчивая более современными жанрами. И даже когда он спит, можно тихонько включать ее в соседней комнате.
Маленькие дети практически не обладают музыкальным слухом, что становится явным, когда ребенок начинает петь. Это еще одна причина, почему ему необходимо больше слушать музыку. Кроме того, очень важно развивать малыша посредством музыки, так как она помогает воспитать в нем не только музыкальный слух, но и способность к самоорганизации, согласно теории о том, что музыка, как и все жизненные процессы, имеет в своей основе ритм. Чувство ритма можно начать развивать с помощью танца. Для начала можно взять ребенка на руки и потанцевать с ним вместе. Как правило, всем детям нравится двигаться и прыгать под музыку.
Основой музыкального развития маленького ребенка, на наш взгляд, являются игры, которые использует мама, общаясь с малышом. В основе музыкальных игр лежит пение, исполнение разнообразных мелодий на детских музыкальных инструментах, слушание музыкальных отрывков из произведений русской и зарубежной классики, как в аудиозаписи, так и в "живом" исполнении (на фортепиано, гитаре и т.д.).
Материнское пение занимает особое место в музыкальном развитии маленького ребенка. Ее голос - уникальный, обладающий неповторимым тембром "музыкальный инструмент". Пение мамы, адресованное малышу, является сильным психоэмоциональным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Если мама поет самый простой напев, но от души и с удовольствием, эмоционально обращаясь к ребенку, малыш сразу подключается к пению, начинает вокализировать, и они образуют трогательный дуэт. Ребенок постарше охотно подпевает отдельные слоги, а затем и слова. Такие моменты музыкального единения развивают чувство взаимного доверия, позволяют малышу ощутить себя любимым, единственным, защищенным.
Какие песни лучше петь маленькому ребенку? Это, конечно же, колыбельные, они несут радость, любовь, нежность, покой и умиротворение. Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни. Они разнообразны по характеру (лирические, плясовые и т.д.), ритму, темпу. Их мелодии выразительны, доступны для исполнения и восприятия и предоставляют богатый выбор для импровизации, а тексты песен несут положительную информацию об окружающем мире.
Некоторые мамы опасаются негативно воздействовать на музыкальное развитие ребенка, так как сомневаются в своих вокальных способностях, не могут чисто спеть мелодию. Мы хотим развеять их сомнения. Любящая мама, которая поет непринужденно, искренне, от души, радуется успехам своего малыша, не может "испортить" ребенку музыкальный слух, даже если она неправильно воспроизводит нотный текст. Малыш в первую очередь воспринимает интонацию пения мамы, эмоционально реагирует на ее настроение. К тому же не только пение взрослого человека развивает музыкальные способности ребенка.
Особое место в музыкальном развитии малыша занимает исполнение взрослыми мелодий на детских музыкальных инструментах. Металлофон, блок-флейта, губная гармошка, триола - это музыкальные инструменты со звукорядом. Она обладают характерными "голосами" и придают новизну и выразительность одним и тем же мелодиям. Валдайские колокольчики, музыкальные треугольники, бубны, тамбурины, кастаньеты, деревянные ложки, маракасы, погремушки, бубенцы и т.д. - музыкальные инструменты-игрушки без звукоряда, но с разной тембровой окраской. А каждый колокольчик обладает еще и звуком определенной высоты.
Они передают ритм мелодии, обогащая слуховой опыт ребенка подчас неожиданные впечатлениями. Возможно, перечисленные выше музыкальные инструменты хорошо знакомы вам с детства и, видя их в магазине, обязательно вспомните о своем малыше, о том, как можно увлекательно организовать игру с ним, и обязательно купите какой-нибудь из них. Пусть вас не останавливает мысль о шуме, который ваше дитя может сотворить с помощью этого инструмента. Просто помните, что играть на нем малыш должен непременно с вами. Иначе ребенок будет бесцельно колошматить по игрушке, производя тот самый раздражающий шум. Перед началом занятия покажите ребенку этот нехитрый предмет, пусть малыш подержит его в руках и хорошенько рассмотрит. Потом продемонстрируйте, какой звук он может издавать, и попытайтесь этот звук воспроизвести.