Социальные знания, умения, навыки.
Правила и последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за волосами; гигиена полости рта, тела, охрана зрения. Природа и здоровье человека. Одежда, ее назначение, уход за одеждой и обувью. Пользование предметами гигиенической помощи: носовой платок, салфетка, расческа, зубная щетка и др.
В этом возрасте у детей просыпается желание самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, убирать вещи на свои места и даже подметать пол. Это связано со стремлением малыша подражать взрослым и повышенным интересом ко всему неизвестному. Когда родители поощряют его желание принимать участие в домашних делах, он чувствует себя нужным и полезным в доме, радуется, когда его одобряют. Очень важно бывает не упустить тот момент, когда ребенок сам начинает проявлять инициативу, желая помочь по хозяйству. И если делать все дружно, помогая ему постичь премудрости всех домашних дел, не критикуя за то, что он какие-то вещи делает неправильно, то можно воспитать хорошего помощника. Задания при этом нужно давать ребенку по силам, например, убрать разбросанные игрушки. Еще большим стимулом для малыша будет выполнение какого-то задания одновременно со всеми членами семьи, так он почувствует себя значимой частью общества и будет стремиться делать все не хуже других
К трем годам ребенок уже может самостоятельно делать многие вещи, например, пользоваться горшком. Но иногда случается так, что, заигравшись, малыш может намочить штанишки. В таких случаях необходимо пожурить его, упрекнув в том, что в таком большом возрасте уже пора ходить на горшок, однако при этом не следует кричать на него, иначе у ребенка выработается постоянное чувство вины, что может привести к формированию множества комплексов. Если малыш никак не может научиться ходить на горшок, необходимо обратиться к врачу педиатру.