В раннем возрасте очень важным является развитие фантазии у ребенка, поскольку от этого зависит насколько богатым и ярким будет воображение и поведение человека в последующие годы. Ученые утверждают, что левое полушарие головного мозга детей созревает позже, чем правое, и его работа основана на деятельности правого полушария, которое отвечает за образно-символическое мышление. Образы и символы рождаются в сознании ребенка в процессе его общения с другими людьми, в играх и при чтении сказок. Поэтому крайне важно развивать в раннем возрасте у детей богатое воображение.
В возрасте трех лет, или немного раньше, у малыша проявляются первые признаки развития его фантазии. Чтобы это увидеть, необходимо внимательно наблюдать за его играми: он уже может проявлять заботу о своих любимых куклах, угощать их чаем, лечить, воображать себя за рулем автомобиля, готовить еду в детской посудке. В этот период жизни у ребенка начинает активно развиваться мышление, а значит и воображение. Раньше он внимательно слушал рассказы, сказки, но это не означает, что все в них было ему понятно. Теперь он внимает любым историям с жадностью, требуя продолжения.
В этом возрасте малыш начинает сам сочинять сказки и истории, героями которых являются его игрушки. Все окружающие его вещи он наделяет сознанием, одушевляет и общается с ними. Не нужно пугаться фантазиям ребенка, наоборот, его воображение необходимо стимулировать. Для дальнейшего его развития следует создать благоприятные условия. Малыш должен быть окружен вниманием и заботой, нужно, чтобы он чувствовал себя в безопасности и доверял людям. Кроме того, обязательными для развития фантазии являются новые впечатления и положительные эмоции, связанные с ними.
Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?
Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.
Другой прием творческого воображения - акцентирование - это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его - это гипербола - или уменьшает - это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.
Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.