Всегда интересно наблюдать за реакцией ребенка, когда в один прекрасный момент он обнаруживает, что в мире есть не только взрослые, но и другие дети. Когда малыш достаточно окреп для долгих прогулок, можно зайти с ним на детскую площадку или школьный двор. Пусть ребенок привыкает к «обществу». В играх детей постарше он еще, конечно, не сможет участвовать, но будет с большим интересом наблюдать за ними. Если поставить коляску рядом с горкой или песочницей, мама тоже сможет порадоваться, глядя, какое удовольствие малышу доставляет смотреть, как развлекаются другие дети. Потом ему будет гораздо легче войти в компанию сверстников и чувствовать себя в ней комфортно. Но если до 2-3 лет ребенок воспитывался в одиночестве, без контакта с другими детьми, то ему будет сложнее найти с ними общий язык. Иногда на это уходят месяцы.
Как же помочь малышу стать более общительным? Во-первых, нужно дождаться определенного возраста - после 2 лет дети становятся менее подвижными, зато начинают больше стремиться к общению. Во-вторых, родители должны готовить ребенка к контакту со сверстниками. Для этого можно водить малыша в детские парки, посещать праздники, дни рождения других детей. Коллектив просто необходим ребенку для того, чтобы он нормально развивался в психологическом отношении.
Главная отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает относительно спокойно, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. Причем эти экспрессии выражают самые разные оттенки отношения - от бурного негодования ("Куда ты лезешь!") до не менее бурной радости ("Смотри, что получилось у нас!"). Повышенная эмоциональность общения детей отражает особую свободу, раскованность и раскрепощенность, которые они испытывают среди сверстников.
Еще одна особенность контактов дошкольников состоит в их нестандартности, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок обычно придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм обращения. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные слова, сочетания слов или звуков: они придумывают себе и друзьям чудные прозвища, по-своему называют предметы, жужжат, трещат, передразнивают друг друга.
Родителям стоит понаблюдать за тем, как их малыш общается с другими детьми. Некоторые ребятишки очень застенчивы, и это может потом помешать им найти себя в жизни и самореализоваться. Причиной застенчивости могут быть и особенности воспитания, и наследственность. Сложно сказать, что играет большую роль. Стеснительными часто бывают дети, которые редко общаются с другими. Если ребенок до 1,5-2 лет воспитывался только дома, без контакта со сверстниками, он часто позволяет более активным детям «верховодить» и помыкать собой. Он безропотно отдает им свои игрушки, а если его кто-то обижает, то бежит искать защиты у мамы, громко плача. Такая мягкотелость, конечно, не может не беспокоить родителей. Но надо сказать, что малыш так беспомощен просто потому, что у него еще нет опыта общения с другими детьми. Ему предстоит научиться отстаивать свои права, а на это нужно время. Важно и поведение мамы. Если она слишком жалеет ребенка и открыто вступается за него, это вряд ли поможет малышу преодолеть стеснительность. Нужно, наоборот, поощрять самостоятельность. Например, если карапуз прибежал и жалуется на то, что кто-то отнял у него игрушку, не нужно вместе с ним идти к обидчику и наводить порядок. Будет гораздо лучше, если он сам пойдет и заберет свою игрушку. Все же, некоторым малышам бывает трудно преодолеть застенчивость, и если мама видит, что в компании играющих детей появился агрессивный ребенок, который обижает и запугивает остальных, лучше увести оттуда своего сына или дочку и пойти играть куда-нибудь в другое место. Если малыш и после 3 лет остается застенчивым, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом