Чтобы строить взаимоотношения с ребенком, нужно знать особенности его возраста
Новорожденный, покинув свой уютный «домик», оказывается в сложном мире, который ему предстоит освоить. Здесь малыш должен научиться ориентироваться, стать личностью. Поначалу ребенок сам для себя как бы не существует. Первый этап на пути к себе — осознание того, что у тебя есть тело: ручки, ножки, носик, животик и т.д. Кроха должен выучить, где у него что находится, и научиться этим пользоваться.
У меня есть ручки
Младенец осваивает окружающий материальный мир и узнает, что сам имеет такое же материальное воплощение. Именно тело становится исходной точкой отсчета, необходимой маленькому человечку, чтобы ориентироваться в окружающем пространстве, а также развиваться как личности. На этой самой первой ступеньке малыш узнает свое телесное «я». Постепенно ребенок начинает чувствовать, а затем и узнает, где расположены ротик, носик, ушки, пальчики, глаза. У крохи складывается схема тела, что абсолютно необходимо человеку для нормального умственного и личностного развития. Все эти открытия малыш делает благодаря родителям или тому, кто за ним ухаживает. Именно этот человек выделяет ребенка из окружающего мира: называет по имени, подчеркивает его значимость, исключительность.
Совет. Чаще берите ребенка на руки, меняйте его положение в пространстве, прижимайте к себе, покачивайте, поглаживайте, делайте с ним гимнастику. Тетешкаясь с крохой, сопровождайте свои действия подходящими приговорками, пестушками, потешками, колыбельными. Каждая часть детского тела заслуживает, чтобы ее «обсудили» отдельно, наделили своим именем и помогли ребенку эмоционально прожить ее открытие. Для этого и нужен телесный контакт. Прикосновение маминых рук должно доставлять крохе радость. А если вы сопровождаете эти игры складными текстами, то помимо прочего развиваете и речь малыша.
Телесные игры обычно нравятся детям. При этом очень важно, чтобы взрослый называл ребенка по имени, расхваливал его, подчеркивал интонационно, как здорово, что кроха у него ЕСТЬ. Так делали и наши предки. Они оставили нам в наследство фольклорные тексты, которые передавались из поколения в поколение. Используйте их! Они зарифмованы и потому отлично воспринимаются малышом:
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
„Мяу, мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!" (при этом
погладьте кроху).
Пошел котик по лесок,
Нашел котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать:
— Баю-бай, баю-бай,
Ляг, Аленка, скоренько,
Встань, Аленка, с зоренькой.
Жизнь прекрасна!
Формирование личности идет успешнее, если кроха чувствует себя защищенным и любимым. Ребенку очень важно знать: родители всегда придут ему на помощь. Именно в этот период у маленького человечка должна сформироваться уверенность в том, что жить хорошо. Психологи называют это «базовым доверием к миру». На том же глубинном чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого.
Совет. Старайтесь удовлетворять все потребности ребенка на первом году жизни. Балуйте и хвалите его. Народная традиция внушает малышу мысль, что он подобен крошечному божеству, окруженному ценными дарами. Место, которое он занимает в мире, — самое лучшее, мама — самая хорошая, дом — самый благополучный. Не случайно во многих колыбельных песнях подробно и преувеличенно воздается хвала люльке, ведь она — первое место ребенка в мире. Спойте крохе вот такую песенку:
Висит колыбель
На высоком крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя!
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
— Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Парчовую шубу носить,
Мамушкам, нянюшкам
Обносочки дарить.
Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.
Я управляю миром
Но вот крошечное существо делает открытие: у меня есть ручки и ножки! Малыш учится ими управлять, пробует двигаться сам и перемещать окружающие предметы. Любимая игра шестимесячных карапузов — выбрасывать игрушки из коляски и наблюдать, как они возвращаются (почти по волшебству, хотя и с маминой помощью). Восторг и изумление вызывает возможность извлекать из предметов звуки или «оставлять следы», например раз¬мазав кашу по столу... Детишки в этот период с удовольстви¬ем исследуют окружающее пространство, ведь мир такой удивительный и пока еще незнакомый. Многие предметы можно сделать обучающими.
Совет. Возьмите коробочки, у которых крышки открываются по-разному: откидываются, отодвигаются, поднимаются. Спрячьте колокольчик, шарик, лоскуток ткани внутри каждой коробочки и побуждайте малыша открывать их. Научите кроху стучать ложкой по барабану или бубну, кастрюле или миске... А какое удовольствие для крохи рисовать специальными пальчиковыми красками! Можете раздеть юного художника и посадить на лист ватмана — пусть творит.
Свои и чужие
Месяцев в семь-восемь ребенок обнаруживает, что кроме мамы и самых близких есть еще и незнакомые люди. Отныне мир делится на «своих» и «чужих». Кроха уже не улыбается всем подряд, не идет на руки к каждому, кто поманит, а при виде некоторых незнакомцев начинает отчаянно плакать. Здесь нет ничего страшного. Просто малыш поднялся на новую ступень развития. Помогите ему пережить этот этап, будьте терпеливы. Такое поведение вовсе не означает, что кроха вырастет букой. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть. Народная традиция прямо рассказывает-предупреждает ребенка, что мир защищенный и теплый там, где находится колыбель, отделен от всего враждебного (леса, луга, речки), опасного, куда пока не нужно ходить. Между ними есть граница: «...не ложись на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок». Пройдет немного времени, кроха подрастет и тогда непременно преодолеет эти границы.
Мы с мамой — одно целое
Ближе к первому дню рождения малыш преодолевает еще одну ступень развития. Этот период иногда преподносит родителям неприятные сюрпризы. Ребенок, осознав свою отдельность от мамы, боится потерять ее и потеряться сам. Потому он становится излишне капризным и «липучим». Малыш то и дело стремится настоять на своем, воплотить свои желания. Ребенок начинает противопоставлять себя другим и демонстрирует первые акции протеста. Иногда бывает непросто переключить его внимание на другой предмет, отобрать что-то. Кроха требует, ведь он — Личность! Таков кризис взросления, который, по сути, должен радовать родителей. Все эти трудности временные. Они говорят о том, что ребенок растет. И родителям, возможно, пора пересмотреть свои взаимоотношения с крохой. Совет. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша был свой уголок, свои книги, игрушки, кроватка... Прислушивайтесь к мнению ребенка, спрашивайте о его желаниях. Учите малыша самостоятельно есть, одеваться, играть. Предлагайте ему выбор: «Какие колготочки ты сегодня хочешь надеть: красные или белые?» или «Какую машинку возьмешь?..». Цените малые и большие достижения малыша. Повесьте на стену его рисунки, даже если они кажутся вам каляками-маляками. Рассказывайте окружающим об успехах сына или дочки. Будьте последовательны в своих требованиях, не перегружайте ребенка запретами. Помните: лучше уступить в мелочах, не позволяя какие-то принципиальные вещи. В этом возрасте достаточно всего двух серьезных запретов, например не трогать плиту, потому что это опасно; не рвать книги, иначе нечего будет читать. Учите ребенка компромиссу и терпению. Тогда и период взросления будет быстрым и безболезненным.