Предложите, например, ребенку нарисовать рисунок на тему "Моя семья", дайте ему лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей. Когда ребенок закончит рисовать, внимательно изучите его рисунок. О чем он может вам сказать? Оказывается, довольно о многом. Но не следует торопиться с выводами. Возможно, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение, ведь если, например, накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата.
Сначала обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.
Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета, это говорит о его положительном отношении, хорошем настроении и жизнерадостности. Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.
В целом, при хороших взаимоотношениях в семье (конечно, только на взгляд ребенка) рисунок отличается веселыми лицами, разными украшениями - например, бантиками на голове сестренки или ярким платьем мамы. При восприятии ребенком семейных отношений как неблагополучных, рисунок характеризуется большей схематичностью и незаконченностью
Рисуя свою семью, малыш, как правило, четко определяет место каждого ее члена, наделяя его персональными, только ему присущими качествами. Наличие дополнительных деталей отражает особую любовь, привязанность ребенка к кому-то из близких. Если малыш рисует опущенные руки со сжатыми кулачками - это означает пессимистический настрой, а порой даже агрессивность. И наоборот, если руки подняты вверх или все члены семьи держатся друг за друга - это показатель положительно настроенного, уверенного в будущем своей семьи ребенка.
Начиная с 4-5 лет дети часто рисуют внутренние органы. В детской психологии это называется принципом прозрачности. До 7-8 лет это нормально. Позже - опять-таки сигнал аномалий, пережитой психологической или физической травмы, запрета неадекватного восприятия внешнего и воображаемого мира, подсознательного желания или страха.
Схематически лист можно разделить на две вертикальные зоны: правую и левую. Каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка. Правая, экстравертная, обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего. Левая, интровертная, рассказывает о его прошлом, привязанности к дому и, прежде всего, к матери. Она может означать кого-либо, пользующегося авторитетом, или что-либо, имеющее влияние на ребенка. Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка, а нижняя - с материальным миром. Часто дети изображают отца большим и сильным, твердо стоящим на изображаемом полу в доме или на земле. Это значит, что дети ассоциируют именно их с материальной властью в семье. Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа. Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного "я", пытаются охватить все пространство
Теперь изучите состав семьи на рисунке, - соответствует ли он истинному положению вещей? Если нет, то кого ребенок "забыл" нарисовать? А кого он, наоборот, включил в состав своей семьи? Расспросите ребенка, почему он так нарисовал, и, думаю, вы узнаете много нового для себя. Возможно, он не нарисовал самого нелюбимого из домочадцев, или того, с кем у него конфликтные отношения, или того, кого больше всех боится. И, может быть, он изобразил на рисунке бабушку с дедушкой, проживающих в другом городе и навещающих внука раз в год, но которых он очень любит и считает членами своей семьи. А может быть, он нарисовал своего родного папу, у которого уже давно другая семья (да и у самого ребенка уже давно другой папа), по которому ребенок скучает и хочет, чтобы он вернулся. Бывает и так, когда на рисунке ребенка присутствуют оба папы, потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если между ними существует ревность, конкуренция за родительское внимание и любовь.
Посмотрите, не "забыл" ли ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от дефицита родительского внимания. Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое
Счастливый уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии.
Нерешительный же малыш, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.
Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер.
Мягкий по характеру будет использовать много извилистых тонких линий.
Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы.