Ни в одной книжке вы не найдете точного количест- ва необходимых ребёнку игрушек. Предусмотреть особенности каждого малыша, условия его жизни, воспитания и дать всего лишь один исчерпывающий ответ на все случаи жизни - невозможно.
Можно руководствоваться самыми общими требова- ниями к количеству игрушек, но не забывайте учиты- вать конкретную ситуацию и индивидуальные склон- ности ребенка.
К общим требованиям относится правило: чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле его зрения.
Детская игрушка появилась очень давно. Так, к примеру, известной каргопольской глиняной игрушке уточке - свистульке историки насчитали 5 тысяч лет. Но наверняка игрушки существовали и 10 тысяч лет назад, и даже больше, а до нас не дошли потому, что были сделаны из непрочного материала - глины, соломы, дерева. С древнейших времен игрушка помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем.
С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью и игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека.
К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире
До года целесообразно давать ребенку одну игрушку, сначала подвесив ее в коляске или кроватке, затем предоставить ребенку возможность исследовать предмет ручками.
От года до двух лет, по мере увеличения объема внимания и способности к сосредоточению, число игрушек для одновременного использования может постепенно расти.
Здесь полезно дать ребенку возможность установить различия между предме- тами. Хорошо, если ребенок сравнивает две одинаковые игрушки, различаю- щиеся цветом или размером. Для развития речи и представлений о предметах полезно показать ребенку реальные предметы, игрушечные варианты тех же предметов и изображения на картинках.
В дошкольном возрасте не следует помещать в поле зрения ребенка более четырех-пяти разных игрушек.
Сколько же малышу нужно игрушек? Да в общем-то немного! Главное, чтобы они били разными, будили фантазию, развивали способность, побуждали к игре и нравились самому ребенку.