Развитие способов взаимодействия со взрослым является важным фактором общего процесса психического развития ребенка. Именно в контексте развития этого аспекта общения впервые возникает, а затем бесконечно совершенствуется способность к употреблению знаков для организации сначала поведения другого, а потом и собственного поведения; способность, играющая важнейшую роль в формировании высших психических функций человека. Согласно данным исследованиям (Брунер и др.) есть все основания предполагать существование тесной связи между развитием способов взаимодействия ребенка и взрослого и развитием синтаксической функции речи.
Основными показателями развития способа взаимодействия со взрослым являются:
- 3 мес. - интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс приготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты;
- 4,5 мес. – инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;
- 6 мес. - прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки подражания, понимает жест «ручки-ручки»;
- 7 мес. - имитирует действия и шум, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда хочет есть;
- 8 мес. - хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;
- 9 мес. - прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки;
- 10 мес. - тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отмечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов;
- 11 мес. - бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;
- 12 мес. - владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, вокализирует в конце и в начале совместных действий.