Манипуляции ребенка с предметами являются важным показателем его психического развития. Изучение этой сферы дает возможность не только выявить совершенствование умений ребенка в организации собственной деятельности с предметами, но и оценивать его познавательные интересы. Особое значение предметных манипуляций состоит также в том, что именно эта деятельность является одним из важнейших каналов приобретения социально-исторического опыта, закрепленного в предметах.
Развитие и расширение познавательных интересов, увлеченность, сконцентрированность внимание ребенка при занятиях с предметами, усвоение значений действий с предметами и собственно значений предметов и возможность к обучению -вот важнейшие аспекты, на которые следует обратить внимание при оценке развития манипулятивных способностей ребенка.
Основными показателями развития действий с предметами являются:
- 3 мес. - исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной игрушкой или подвешенными игрушками, пристальное внимание к объектам, появление движений в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости;
- 4 мес. - произвольный захват, неспецифические манипуляции, оральные контакты с объектами;
-6 мес. - берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если подносят к губам;
- 7 мес. - перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам удерживает игрушку при зрительном контроле за перемещением других объектов;
- 8 мес. - берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку;
- 10 мес. - может зять маленький предмет, появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, снимает кольца с пирамид, подтягивает предмет, звонит звонком);
- 11 мес. - складывает игрушки или какие-либо иные предметы в корзинку;
- 12 мес. - достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки; почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.