Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.
Очень важно своевременно приучать ребенка к самостоятельности. Совсем не правы те родители, которые делают все за ребенка сами, чрезвычайно опекая, «жалея» его. Иногда они рассуждают так: «Ну, разве мне трудно это сделать, у меня время свободное есть, я имею возможность сама его накормить, одеть, зачем я буду его заставлять, пусть, пока маленький, понежится», и делают за ребенка то, что он с успехом мог бы сделать сам.
Такие рассуждения неправильны и, хотя они исходят из хороших, добрых побуждений и любви к ребенку, однако приносят ему лишь один вред.
Оберегая детей от всех проблем и забот, мы уродуем их и создаем им огромные, иногда и непреодолимые проблемы в будущем. И именно наша вина в том, что они отступают от трудностей, едва с ними столкнулись, что ленятся заглянуть в завтрашний день. Я уже не говорю о том, что это наше с вами будущее, что когда-то мы вынуждены будем рассчитывать на их помощь и поддержку в старости.
Вовлекать ребенка в самообслуживание надо отнюдь не для того, чтобы облегчить уход за ним. Иногда взрослому гораздо легче накормить и одеть ребенка самому, чем ждать, пока он поест или оденется. Ценным в самостоятельности ребенка является не только то, что он научится умываться, одеваться, раздеваться, но и то, что активное участие в умывании, одевании и т. д. способствует воспитанию у него стремления все делать самому.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в форме самообслуживания. Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге — можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».
Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.
Мать, идя с малышом из магазина, может что-нибудь из покупок положить и в его сумочку: «Хорошо, что ты помогаешь, мне одной было бы тяжело нести». Так закладывается привычка помогать другим, и такая деятельность не только не идет в разрез с интересами ребенка, но доставляет ему много радости. Ему доставляет огромное удовлетворение то, что он «помогает», «работает» вместе с папой или мамой, что он умеет уже многое делать.
Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрый родитель решает и делает за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находится неподалеку и готов прийти на помощь, если его попросят.