Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется гиперактивным поведением и неспособностью сконцентрировать внимание. Многие дети испытывают сложности с концентрацией внимания, но у некоторых это нарушение сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не могут усидеть на месте, они беспокойны и вертлявы, часто перебивают других, постоянно бегают и прыгают.
Невнимательность
— неспособность обращать внимание на незначительные детали и тенденция делать ошибки из-за невнимательности;
— неспособность удерживать внимание на протяжении определенного времени;
— неспособность слухового восприятия;
— неспособность выполнять поставленные задачи;
— неспособность организации деятельности;
— тенденция избегать или отказываться от выполнения задач, требующих длительного умственного напряжения, таких, как работа на дому;
— тенденция к постоянной потере вещей;
— рассеянность;
— забывчивость.
Гиперактивность и возбудимоcть
— постоянное движение рук или ног и общая неспособность находиться в состоянии покоя;
— неспособность спокойно сидеть;
— необходимость движения (бег, лазанье);
— неспособность заниматься делами спокойно;
— чувство постоянного побуждения к движению;
— чрезмерная, часто постоянная разговорчивость;
— тенденция перебивать собеседника, отвечать на вопросы, не дослушав их;
— неспособность ждать своей очереди.
Так же следует рассмотреть следующие критерии:
— симптомы постоянны в течение более чем 6 месяцев, и они неявляются проявлениями, характерными на определенной возрастной стадии;
— симптомы проявились до достижения пациентом возраста 7 лет;
— симптомы могут проявляться в любых местах. Например, симптом может быть замечен, как в школе, так и дома.
Невнимательность, возбудимость или гиперактивность более часто встречаются или имеют более тяжкие формы, чем невнимательность, возбудимость и гиперактивность у здоровых детей, того же возраста и пола.
В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ
Первый подход, распространенный за рубежом — это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.
Второй подход — нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.
Третий подход — синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.
Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.