Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов.
В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим,— все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена — Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т. п., отталкивая этим злых духов.Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.
Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. С этим представлением, по его мнению, связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняют имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.
Психиатры из США провели исследование и нашли, что люди с забавными и странными именами в четыррае за больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребенок с именем, вызывающим насмешки, с самого детства находится в оборонительной позиции, что формирует определенные черты его характера.
Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие — с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе и в сфере бизнеса, зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.
Не отрицает связи между именем человека и его личностными особенностями академик А. Водалев. Он считает, что имя, как часто слышимое слово, субъективно очень значимо для формирования комплекса форм и способов проявления личностных особенностей.
Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер.
Социальная теория.
С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темпераменте человека. Представления эти приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека «по имени», то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. «По имени и житие» — гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.
Эмоциональная теория.
Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая «музыка имен». От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.
Звуковая теория.
Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратн о слышит «вас» в словах «Вас-я», «Вас-илек», «Вас-ютка», происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, приуроченных к отражению звуков «в», «а» и «с». Совсем иначе происходит дело у мальчика с именем Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков «в», «а» и «с», находятся в состоянии относительного покоя, зато в постоянном возбуждении находятся структуры, связанные с восприятием звуков <к», «о» и «л». Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одного ребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может не сказаться на формировании различии в психике этих детей. Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которую был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране.
Есть еще один механизм возможного влияния имени на формирование характера. Он действует на уровне бессознательных ассоциаций и ощущений человека. К такому выводу пришли в результате исследований, в ходе которых просили людей ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена. Оказалось, что у статистически преобладающего большинства исследованных имя «Татьяна» вызывает представление о красном (и близких к нему) цвете, имя же «Елена» обычно ассоциируется с голубым (и близкими к нему) цветом. Из психологии цвета известно, что красный цвет вызывает у человека состояние тревоги, опасности, страдания, голубой же, напротив, вызывает чувство успокоения и умиротворенности. По данным Хигира, Татьяны в основном натуры властные, несколько грубоватые и несдержанные, упрямые, стараются в чем-то походить на мужчин и присваивать их функции. Елены же, наоборот (и об этом писал еще Флоренский) есть олицетворение мягкости и нежности. Татьяны, вызывая своим именем чувство бес сознательной тревоги и опасности, принуждены с самого детства испытывать к себе настороженно-отрицательное отношение людей и быть потому в постоянной «глухой защите». Отсюда — такой тип характера. Девочки же с именем Елена, получив от родителей в подарок имя, вызывающее у окружающих бессознательную реакцию покоя, растут и формируются в обстановке более благоприятного психологического комфорта