Вашему малышу исполнился год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет (разнообразие форм и размеров зависит только от вас) любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой.
Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелых ручек стать совершеннее?
Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.
Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.
Часто мамы считают, что из пластилина нужно непременно что-то лепить. И потому он подходит как творческий материал лишь для подросших карапузов. Но это не совсем так. Для подросшего малыша лепка действительно очень полезное занятие, стимулирующее фантазию, творчество, и, конечно, тренирующее пальчики. Но все это будет потом. А пока ваш кроха еще совсем маленький, давайте смотреть на пластилин, как на замечательное средство, развивающее не столько творчество, сколько мелкую моторику. Тем более что справляется он с этой задачей на отлично. Для 1 -1,5 годовалых малышей лучше вместо пластилина использовать специальную массу для моделирования. Она предназначена именно для юных естествоиспытателей, имеет мягкую, пластичную консистенцию и безопасна, если кроха решится попробовать ее «на зуб» Если такую найти не удалось, используйте для игр соленое тесто. Делается оно в считанные минуты, может долго храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете и абсолютно безвредно. Рецепт теста прост: перемешайте в миске 1 стакан соли «Экстра» и 1 стакан муки, добавьте столовую ложку растительного масла и пол стакана воды. Хорошенько вымесите тесто и подержите пару часов холодильнике. После этого оно готово к работе.
Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего, разминать его в ручках. Отщипните кусочек пластичной массы размером с грецкий орех и покажите крохе, как его можно перекладывать из ручки в ручку, давить и разминать. Можно дать малышу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручонки, потычет его пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности. Кроха познакомится со свойствами нового для него материала, и, конечно, порадуется веселой игре.
А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Немало сноровки, сообразительности и упрямого сопения понадобится для того, что бы отыскать в тесте потерявшийся «клад». Если подобная игра малышу понравилась, спрячьте предметы помельче. Например, большие пуговицы. Только следите, что бы ваш юный археолог не попытался съесть добытые в результате раскопок ценности.
Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки»: покажите, как сплющить ладошкой или кулачком кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой то слабее, то сильнее или попытается слепить «пирожок», а вы с воодушевлением нахваливайте способности маленького пекаря. Предложите крохе угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Для этого покажите, как двумя пальчиками отщипывать от теста маленькие кусочки и складывать их в тарелочку. Когда малыш освоится с тестом, попробуйте вместе катать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и не ровные. Помните, что делаете вы все это не ради конечного результата. Важен сам процесс.
Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.
Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая - очень сыпется, а масляная - то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его "щепоткой". В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш.
Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только "каляки-маляки", то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.
Не стоит за один "урок рисования" стараться перепробовать все цвета. Каждый раз - новый цвет.
Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.
Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.
Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился.
Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше - расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.
Посадите малыша в высокий стульчик у стола. Встаньте у него за спиной и, держа его ручку в своей руке, правильно зажав кисточку, начните водить ею по бумаге, предварительно, обмакнув в краске. Не всякий малыш позволит держать свою руку. Если у вас сложилась такая ситуация, дайте ему попробовать рисовать самому или ослабьте свое участие, лишь слегка подправляя положение кисти.
Такие занятия должны продолжать всего две-три минуты. Потом малыш теряет интерес к появлению линий на бумаге, а начинает тискать кисточку всей ладонью, хватать краску, возить рукой по рисунку. Быстро порисовали и быстро перенесли малыша в другое место, но не оставили его одного скучать и кричать о своем желании продолжать процесс, а увлекли другим, не менее интересным делом, предварительно вымыв ручки. А последствия "урока" уберете потом, например, когда он будет спать.
Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.