В выборе материала и предмета, изображения раскрывается внутренний мир ребенка. Его мысли — в его рисунках. Как только нам становится понятен этот язык, мы обретаем более тесный, контакт с ребенком. Взрослые порой недоумевают при виде листков с каракулями или с абстрактными, пейзажами. Не понимая рисунка, они спрашивают: «Что это?» И тогда художник испытывает разочарование. Чтобы избежать этого, достаточно сказать: «Как красиво! Расскажи мне об этом». Такое отношение к его творчеству дает ребенку возможность объяснить, что он видит сам, и способствует развитию описательного языка. Однако если взрослый будет задавать слишком много вопросов, не исключено, что ребенок тогда начнет усердно копировать какие-либо определенные предметы и тем самым потеряет способность к творчеству и наслаждению искусством как таковым. Это может привести его к разочарованию и подавлению художественного дарования.
Творчество ребенка заканчивается там, где начинаются указания: ЧТО рисовать и КАК рисовать.
Сначала выясняется что он не так держит кисточку, не так ее двигает, слишком много берет краски и вообще «колошматит» ею изо всех сил так, словно хочет ее забить в стол. Потом он делает всего один малюсенький мазочек на листе и хочет брать чистый лист – уже целую гору «измазюкал».
К тому же есть правила, как надо мыть и отжимать кисточку, НЕ брызгая водой, НЕ капая, НЕ делая неаакуратностей, НЕ пачкая краски другими цветами….К 3-5 годам дети уже вполне поддаются дрессуре и начинают выполнять весь спектр правил. И тут выясняется, что есть новые правила: Что солнышко круглое и желтое, домик квадратный и вообще все вокруг нас имеет четкую геометрическую форму определенного цвета, а «каля-маля» – это плохо – или ты неаккуратный или «маленький что-ли».
Есть одно, самое ценное правило – хотите изменить другого, начните с себя! Попробуйте не из воспитательных мотивов, а для себя наслаждаться окружающим миром и самим собой. Прислушивайтесь к себе – какие запахи вы чувствуете, что вам нравится, звуки, цвета, тактильные и вкусовые ощущения. Попробуйте нарисовать что вы испытываете от лимона и от мармелада. Какая вы грустная или уставшая. И ребенок обязательно к вам присоединится.
А еще – не жалейте красок, кисточек и бумагу! Яркой вам жизни!