Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. В основном общение строится на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения: указательные жесты и жесты дотягивания. Таким образом, ребенок просит объяснить что-то или дать ему то, что он просит. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест или начинает хныкать. Эти жесты являются предшественниками слов. Когда малыш научится выражать свои желания словами, он перестанет использовать так много жестов, а впоследствии вообще о них забудет. Постепенно речь станет основным способом общения малыша. Ребенок усваивает новые слова, когда родители называют предмет и поправляют. Если малыш неправильно повторил слово, достаточно несколько раз повторить новое для малыша слово, чтобы он начал его понимать, а потом употреблять в активной речи. С начала второго года жизни ребенок начинает понимать около двадцати слов в месяц, тогда как произносит только девять. Какие слова появляются в речи первыми, кроме «мама», «папа» и «баба», зависит от потребностей и окружения малыша.
При становлении речи у малыша различают три этапа: сначала гуканье, потом мелодичный лепет, и, наконец, первые слова. Здесь-то и возникают особенности, которые подчас ставят родителей в тупик. У каждого малыша свой стиль: один готов болтать сутки напролет, другой увлечен «производством» собственных слов, а третий уже в два года говорит совсем как взрослый, хотя его старший брат в этом же возрасте молчал как рыба. На развитие речи ребенка влияет множество причин: психологические, социальные, наследственные. И, конечно же, не последнюю роль играет родительский пример.
Первые слова ребенка представляют собой звуковые комплексы из одного-двух слогов и обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия. По мере увеличения словарного запаса появляются cлова, отражающие состояние человека («ой – ой», «бо – бо»). По тому как малыш произносит слова, их можно разделить на две группы: слова, сокращенные до одного слога, первого или ударного (пить – «пи», молоко – «ако») и слова, построенные по модели исходного слова. Количество букв и ударение остаются те же, но малыш не старается в точности воспроизвести слово (лекарство – «анАна», кирпичи – «тититИ»). Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения.
Большинство деток начинают произносить звуки, имеющие какое-то
значение, около года. Но есть малыши, которые не торопятся заговорить и это вовсе не говорит об их отставании в развитии. Мнение психологов таково: все зависит от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый малыш стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцанию, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет малыш, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мамочка все время молчит в его обществе, то ребенок, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, замыкается в себе.
Но мы, взрослые, иной раз впадаем в другую крайность: постоянно разговариваем с малышом, командуем им, лишая его всякой инициативы. И малыш будет замыкаться в себе. Ведь он еще не дорос до того возраста, когда может поспорить с взрослым. Все люди - и старые, и молодые - чувствуют потребность разговаривать, высказаться, когда они находятся среди общительных, сочувствующих друзей. Ребенок - не исключение, только сначала он должен захотеть научиться разговаривать.
Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от восемнадцати до двадцати четырех месяцев запас увеличивается от двадцати пяти до девяноста слов, однако у каждого ребенка он индивидуален. В конце второго – начале третьего года жизни в речи ребенка появляются двухсловные предложения, которые постепенно удлиняются; встречаются предложения, состоящие из пяти слов. В основном их составляющие глаголы, существительные и прилагательные («дай пить», «иди тут», «там собачка»).
От рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различию речевых звуков. Это способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полуторагодовалом возрасте. Развитие речевого слуха позволяет малышу уже в конце года понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов. На вопрос мамы: «где часы?», малыш ищет глазками будильник и останавливает на нем свой взгляд. «Где мячик?» – и малыш улыбается, найдя его. Довольны все – и родители и детки. «Все понимает, а сказать не может», - удивляются мамы и папы. Действительно, до определенного возраста понимаемых слов значительно больше, чем произносимых.
Начало второго года
Лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Прислушиваясь, можно сразу понять, сердится детка или радуется, обижается или что-то просит. Почти у каждого карапуза в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, при этом, не забывая их видоизменять.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Игры со словами это тренировка артикуляционного аппарата и развитие речевого слуха ребенка.
У многих деток в этом возрасте есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы. Однако, об активной речи говорить еще рановато. Но помните, что именно в этот период идет закладка «фундамента».
От полутора до двух лет
Примерно в это время происходит чрезвычайное событие, – ваш малыш начинает говорить. Психологи считают, что это самый яркий и стремительный период речевого развития у деток.
Если раньше ваш карапуз произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов, и при этом, соединяет их в несложные фразы. Действительно - прогресс!
У вашего малыша все не так? Понимаемых слов значительно больше, чем произносимых? Не стоит беспокоится. Он охотно слушает вас, смотрит в глаза, на губы. Он копит «материал» и совсем скоро заговорит. Очень часто это случается внезапно: еще вчера ничего не говорил, а сегодня болтает так, что остановить невозможно. Все это говорит о том, что сроки и темпы овладения речью очень индивидуальны.
Упражнения по развитию речи
Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для развития речи ваших деток, примерно, от года до двух лет. Позаботьтесь, о том, чтобы атмосфера во время «обучения» была доброжелательной и веселой.
1. Упражнения для языка и губ
Движения высунутого языка: вверх, вниз, по кругу, показать язык, спрятать. Если ваш малыш еще не понимает, и ему невозможно объяснить, то пусть он повторяет за вами. Покажите ему язык, свернутый в трубочку, кроха должен это повторить. Упражнение трудное, но почему-то очень впечатляет малышей, и они стараются научиться.
Также можно облизывать губы, как бы слизывая варенье. Если у ребенка нет аллергии, то можно на самом деле мазать губы вареньем и облизывать.
Дуть-задувать. Так называется следующее упражнение для губ. Дуйте по очереди по несколько минут на свечку, на горячую еду, на перышко, лежащее на ладони.
2. Упражнение на формирование правильной речи
Говорите с вашей деткой короткими предложениями, двусложными, очень четко проговаривая буквально каждую букву. Говорите нараспев, отделяя каждый слог. Можно даже постукивать в такт: один удар на каждый слог. Выделяйте ударный слог. Повторяйте сказанное несколько раз.
Немного «пошантажируйте» вашего малыша. Он просит у вас что-нибудь, а вы ему скажите: «Что тебе дать? Машину? Ма-ши-на! Скажи "Ма-ши-на!" Скажи: "Дай!". Конечно, в разумных пределах, не доводя ребенка до слез.
3. Упражнения на мелкую моторику
Нанизывайте бусинки или пуговки на ниточку. Выбирайте рис, насыпанный в гречку. Попробуйте покатать пластилин по столу, потом получившийся шарик или колбаску - между ладошек. Кроме того, очень хорошо дуть в дудку. Пускать пузыри через соломинку.
Все эти упражнения непосредственно влияют на речевой аппарат вашего малыша. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчит приобретение навыков рисования и письма.