Акварель в наше время является вполне самостоятельной и разработанной техникой. Подобно большинству способов живописи водяными красками, она получила свое начало уже в глубокой древности — зачатки ее современны папирусу и иероглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки заглавных букв и в миниатюрах**; позднее ею пользовались для живописи небольших фигур, подмалевка на досках и раскрашивания рисунков.
Слово пастель произошло из латинского языка от слова "паста" - "тесто", именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи сделанные пастелью создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела и других компонентов, часто пастель производят вручную, и даже такой процесс - как наклеивание этикеток на уже готовый продукт производится вручную также как и для рисования мелом или углем, рисование пастелью требует использование особенной бумаги с эффектом шершавости, для так называемого "сцепления" с бумагой, иначе на гладкой поверхности не будут задерживаться частицы пастели. Виды пастели:
Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) - имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
Масляная пастель - производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
Восковая пастель - основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.
Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.
Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика-фенола.
Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значительное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.