“Сам себе психолог и своему ребенку тоже!” - так может сказать любой родитель. И для этого необязательно иметь психологическое образование, вооружаться специальной библиотекой. Просто нужно быть хорошим наблюдателем. Наблюдение, вообще, основной метод психологической науки. В этот раз мы расскажем, на что должны обратить внимание родители,в течение первых месяцев жизни малыша. Предложенные критерии для наблюдения помогут вам понять своего малютку и оценить, насколько его развитие соответствует норме. Информация, которую вы зафиксируете, будет также полезна детскому врачу, наблюдающему вашего кроху.
Возле каждого критерия мы даем приблизительный возраст появления определенной реакции. Большинство малышей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей – несколько позднее. Если ваш ребенок принадлежит ко второй группе, постарайтесь создать соответствующие условия для развития у него данных умений - результат не заставит себя ждать.
Но нужно иметь в виду: если младенец родился недоношенным, то оценивая его развитие, правильнее ориентироваться не на реальный возраст, а на тот, который малыш имел бы, будучи рожденным в срок. Например, малютка, появивился на свет на 32-й неделе внутриутробного развития, в возрасте 8 месяцев, скорее всего, будет вести себя как 6-месячный доношенный ребенок.
Навыки ходьбы.
Новорожденный:
a) рефлекторная реакция на опору ногами: выпрямление ног и бедер при придании вертикального положения,
b) автоматическая ходьба, если ноги ребенка переменно касаются основы.
Конец первого месяца:
То же, что и новорожденный.
Конец второго месяца:
Переходная фаза: постепенное исчезновение рефлекторных навыков.
Конец третьего месяца:
При поддержке за подмышки касается основы согнутыми в коленях ногами.
Конец четвертого месяца:
При соприкосновении с опорой согнутое положение ног повторно сменяется их выпрямлением в коленных суставах.
Конец пятого месяца:
Опирается на кончики пальцев ног.
Конец шестого месяца:
a) выпрямляет ножки в коленках, при этом на несколько секунд перенимает вес тела,
b) иногда становится на полную стопу
Конец седьмого месяца:
При поддержке за подмышки прыгает (танцует) на твердой поверхности.
Конец восьмого месяца:
Переходная фаза между 7 и 9 месяцем.
Конец девятого месяца:
При поддержке за руки стоит по меньшей мере полминуты и перенимает на ноги вес всего тела.
Конец десятого месяца:
Самостоятельно стоит, придерживаясь за мебель.
Конец одиннадцатого месяца:
a) придерживаясь за мебель, самостоятельно поднимается на ноги,
b) первые шаги на месте или в сторону,
c) идет вперед при поддержке за обе руки.
Конец двенадцатого месяца:
a) идет, держась за мебель,
b) делает шаги вперед, держась одной рукой за руку взрослого.
Зрительные реакции
К концу первого месяца жизни у новорожденного уже начали формироваться фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, но движения глазных яблок не всегда были согласованными, периодически возникало сходящееся косоглазие. В два-три месяца у здорового ребенка функция зрения значительно совершенствуется. Движения глаз синхронизируются, сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже — только при очень близком рассматривании предмета. Асимметричное косоглазие (то сходящееся, то расходящееся), стойкое сходящееся косоглазие, равно как и отсутствие длительной фиксации взора на предмете, отмечаемое у малыша, — повод для визита к офтальмологу. Спектр зрительных реакций младенца расширяется — он уже начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, и при этом поворачивает голову в его сторону. В три месяца малыш сосредотачивает взгляд на предмете до 7-10 минут, рассматривая его. Его внимание по-прежнему привлекают желтый и зеленый цвета. Когда он плачет, его уже можно успокоить игрушкой. Формируется еще одна важная зрительная функция: в два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы в вертикальном положении. Развивайте этот навык: при общении держите его на руках в вертикальном положении!
Слуховые реакции
В возрасте от полутора до трех месяцев ваш малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя вас, он поворачивает головку и глаза к источнику звука, когда вы разговариваете с ним или включаете музыку. Вырабатывайте у него аналогичную реакцию на звучащую игрушку. К трем месяцам он быстро находит источник звука, в том числе и в вертикальном положении. Малыш плачет — заговорите с ним, погремите игрушкой, и вы отметите, что он как бы замирает и перестает плакать. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, а может и заплакать.