На сегодняшний день наиболее успешной, оправдавшей себя методикой в нашей стране являются «кубики-склады Зайцева». Их можно включать в игры ребенка с 1 — 1,5 лет, и к 3-4 годам ваш малыш без особых страданий научится читать. Конечно, здесь, как и в любом другом воспитательном процессе, нужна последовательность, скрупулезность и изобретательность. Но, к счастью, уже накоплен немалый опыт по этой методике, он описан и опубликован.
Помимо кубиков-складов, ребенка должны окружать и целые слова. Начинать следует с имен существительных — названий предметов, живых существ, явлений. Их можно развешивать на стене в детской рядом с картинкой, изображающей предмет, помещать как табличку рядом с настоящими вещами. Обзаведитесь дома толстыми фломастерами (маркерами), чтобы записывать слова крупными печатными буквами. Учтите: ребенок должен точно знать, какой предмет обозначает написанное слово, потому что он пока не может его себе представить абстрактно, отвлеченно. Бабушка сердится из-за беспорядка и бумажек? Ваша лучшая подруга сокрушается, что «разрушен интерьер»? Может быть, стоит переживать о чем-то другом? О сегодняшнем и завтрашнем дне маленького человека, для которого слово «интерьер» — пустой звук, а вот «машина» на кузове грузовика — это да...
Чего нельзя делать, обучая ребенка чтению
Никогда не заставляйте ребенка читать в наказание за какой-либо проступок. Это сформирует у малыша негативное отношение к книгам.
Два года перед школой для многих родителей (а главное — для детей) — сущий ад. Чтобы попасть в «престижную», надо научить читать, писать, говорить по-английски... Ох уж эти «престижные» школы! Ох уж эти наши больные амбиции! Мы готовы вцепиться в ребенка и трясти его, как грушу: давай, читай, живей! Живей!
Уважаемые, милые, от всей души желающие своему ребенку добра родители! Не надо никуда гнать свое чадо. Если и стоит ему бегать сейчас, то только по детской площадке. Такой уж у него прекрасный возраст — радостный, живой, энергичный... И если ваш шестилетний сын только-только начал одолевать чтение по слогам и дальше русских народных сказок пока не продвинулся — знайте: это не повод для расстройства! И тем более — для агрессии в адрес ребенка. Есть такой умный термин — «гетерохронность развития». Означает он следующее: каждый индивидуум развивается согласно заложенной в него программе, в своем, только ему присущем темпе чередования скачков развития и периодов кажущегося застоя. Это связано с полом (в «престижных» младших классах всегда гораздо больше девочек), темпераментом, особенностями мышления и воображения, а совсем не с «количеством ума».
Нельзя обзывать своего ребенка «тупицей», «болваном», «дураком», «УО» или «тормозом»! Ничего, кроме горя, ни вам, ни ребенку это не принесет — ни сейчас, ни потом. Наоборот, из страха перед возможной неудачей может родиться глубокий невроз, и ребенку придется годами посещать невропатолога. Увы, все чаще встречаются дети, страдающие так называемой ридингофобией — боязнью чтения. Этой болезнью ребенка зачастую награждают амбициозные и неумные родители, которые окриками, ядовитой критикой, подзатыльниками превращают чтение в кошмар.
Сегодня большинство детей и так рождается с диагнозом «энцефалопатия», предполагающим в будущем дизлексию (нарушения чтения),
дизграфию (нарушения письма) и прочие «диз-»... Последствия энцефалопатии компенсируются охранительным режимом, прогулками, массажем. Но никак не криками. (Следует знать, что при правильном отношении со стороны родителей, докторов и педагогов очень часто дети с обнаруженной в раннем возрасте энцефалопатией в школе становятся отличниками или просто развиваются творчески одаренными людьми.)
Будьте терпеливы и внимательны к ребенку. Гораздо важнее, чтобы он читал с удовольствием, а не быстрее других детей. (О скорости чтения отдельный разговор.)