В школе ребенка ожидает роковой тест, который называется «скорость чтения». Если вы и понадеялись на то, что вашего ребенка в школе будут учить читать, то очень скоро поймете: его не столько учат, сколько от него требуют. Неприятное открытие, особенно когда ребенок с этими требованиями не справляется. Ну, нет у него требуемой скорости чтения, и все тут. Что можно с этим поделать? Давайте попробуем помочь малышу.
Сядьте вместе с малышом, успокойте его и объясните, что некоторые слова люди не читают, а «узнают», как старых знакомых, потому что помнят, как те выглядят. Это самые простые слова: тут, там, где, он, ты, наш, мой, твоя, кот, сыр, вода... Заведите вместе с ребенком толстую тетрадку «наши знакомые», куда вы вместе будете записывать те слова, которые легко «узнать в лицо». Напишите каждое из них несколько раз. Ребенок очень скоро выучит «своих знакомых» и с радостью будет демонстрировать вам, как быстро он может их прочитать. Но тетрадка должна каждый день пополняться.
Приступая к чтению незнакомого текста, действуйте по принципу: «Не зная броду, не суйся в воду». Возьмите простой карандаш и легонько обведите с ребенком хорошо знакомые слова. Подскажите ему еще несколько «совсем легких», которые он, «конечно же, узнает с первого взгляда, потому что они очень простые». Чего мы добиваемся такой подготовкой к чтению? Разумеется, прежде всего — психологической поддержки малыша, уже вкусившего горечь неудачи. Обведенные слова превращают трясину незнакомого текста, от которой охватывает ужас, в путь, который молено преодолеть без особого труда, держась за «вешки». После того, как ребенок прочитает текст, обязательно похвалите его, поищите еще легкие слова, предложите попробовать еще разок... От таких занятий скорость чтения непременно увеличится!
Почему нельзя просто заставлять ребенка каждый день читать вслух и требовать, чтобы он делал это «с выражением»? Это роковая ошибка многих родителей. Плохо читающий ребенок, наживший на этой почве комплекс неполноценности, будет стараться сначала прочитывать слово или целое предложение про себя, а потом красиво читать его вам. Не позволяйте этого делать! Пусть читает без выражения, пусть по слогам, но вслух и правильно, четко произнося окончания. Чаще всего маленький горе-чтец не прочитывает слово, а пытается угадать его по первым трем-четырем буквам. Отсюда «растут ноги» будущих бесконечных ошибок в падежных окончаниях и спряжениях глаголов. Кроме того, боязнь прочитать слово «некрасиво» не дает ребенку во время теста читать его сразу вслух, а результат — «двойка» в журнале, вызов родителей, переэкзаменовка.
Оберегайте своего ребенка от подобных комплексов.