В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка. Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад "вундеркинды" пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас "школы для малышей" финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
Обзор методик раннего развития. Методики для физического развития. Обучение счету, письму, энциклопедическим знаниям. Развитие творческих способностей - знакомство с рисованием, природой, музыкой. Никитины. Игры - головоломки для развития логического и образного мышления. Масару Ибука "После трех уже поздно". Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов. Грудничковое плавание. Плавать раньше, чем ходить. Погружающая среда Марии Монтессори. Сензитивные периоды. Впитывающее мышление. Вальдофская педагогика. Рудольф Штайнер. Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство, эвритмия, райгены. Система дидактических игр Фридриха Фребеля. Биты информации или карточки Глена Домана. Сесиль Лупан - понятные и практичные рекомендации мамы. Зайцев. Кубики Зайцева. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей. Методика Гмошинской. Пальчиковые краски. Виноградова. Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская. Джон Хольт. Теории обучения. Пиаже. Когнитивное развитие. Мейсон Шарлотта. Направление естественной любознательности. Гарднер. Совокупный интеллект