В 2 года малыш уверен, что все на свете принадлежит ему. В этом его разубеждают только настойчивые напоминания взрослых: «Это чужая машинка, не трогай!», «Это Петины формочки, отдай!». Двухлетний ребенок с легкостью отдает свое и берет чужое. Если вместо своего красного совочка вы обнаружите незнакомый синий, не переживайте – скорее всего, ваш забрал другой малыш.
В 3 года ребенок начинает различать, где его вещи, а где чьи-то еще. Если малыш легко общается с другими детьми, он уже в состоянии сам попросить у приятеля игрушку или предложить поменяться. Появление в доме чужих вещей чаще всего результат того, что малыш прихватил их ненароком вместо своих. Но в этом возрасте понравившуюся игрушку малыш может взять и вполне сознательно: постеснялся или не сумел попросить, вырвал с боем у приятеля. Если вы обнаружили дома чужую игрушку, карандаши или какие-то мелочи, для начала поинтересуйтесь, откуда они взялись. Скорее всего, малыш и не вспомнит об этом, так что помогите ему наводящими вопросами: «Может, ты взял игрушку на детской площадке?» Будьте готовы к тому, что на все ваши вопросы малыш ответит утвердительно, и предложите вернуть вещь законному владельцу. Если ребенок категорически отказывается вернуть «украденное», предложите ему обменять самую привлекательную игрушку на чужую. Скорее всего, он откажется, но если желание владеть чужой игрушкой победит, вам придется вместе извиниться перед владельцем и попросить об обмене.
В возрасте 4-5 лет ребенок прекрасно осознает разницу между своим и чужим; у него существуют любимые игрушки и «сокровища», которыми он ни с кем не хочет делиться. Чтобы не усугублять в малыше чувство собственничества, давайте ему несколько игрушек и напоминайте, что играть вместе с другими детьми гораздо интереснее, чем в одиночку. В этом возрасте мотивов для «кражи» становится больше. Малыш вполне способен взять игрушку назло, поссорившись с ее владельцем, или сделать это в надежде обратить на себя внимание взрослых. Обнаружив у ребенка чужие вещи, сразу же спросите об их происхождении. Если малыш скрывает, что взял вещь без спроса, вы легко это поймете: он будет мяться, отворачиваться, постарается перевести разговор на другую тему. Скажите ему, что если он взял чужую игрушку без спроса, то это некрасиво. Убедите свое чадо в том, что всегда нужно просить разрешения, а если другой ребенок отказывает, не следует сердиться на него. Возможно, родители запрещают ему надолго давать свои игрушки другим детям. Предложите малышу вернуть вещь владельцу, извиниться и дать взамен поиграть со своей.
Восемь способов отучить ребенка брать чужие вещи
1)Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
2)Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
3)Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему "плохую дорожку" в жизни и т. д.
4)Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
5)Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
6)Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
7)Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге "Разговор с матерью": "Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения". Такой урок надолго останется в его памяти.
8)Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: "Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться с любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше".