Каждый метод, используемый официальной медициной для лечения того или иного заболевания, оценивается Церквью со стороны православных традиций и понятий.
Например, если вести речь о физиотерапии, то данный метод не противоречит православному вероучению. Исключение составляет лишь биоэнергетический метод.
Если говорить о отоларингологии, то православие выступает лишь против гипно-суггестии, при котором используется метод внушения.
А вот в неврологии и психиатрии, дело обстоит труднее, К применяемым методикам, различным формам внушения, Православная Церковь относится настороженно. Так что каждый конкретный случай должен согласовываться с духовным наставником.
Православие не приемлет некоторые методы, принимаемые в наркологии, в частности это касается кодирования или вшивания под кожу лекарственных препаратов. Решение о проведении такого лечения следует обязательно согласовывать со своим духовником наставником. Главным итогом применения той или иной методики лечения должно стать духовное выздоровление, что проявляется возникновением покаянного чувства. При некоторых православных храмах действуют центры по реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
Относительно урологии, то православие не одобряет любые пластические операции, не связанные с лечением заболевания.
В андрологии и гинекологии не приемлемо применение методов, связанных с нарушением детородной функции, это и аборты, и стерилизация, как мужчин, так и женщин.
Если говорить о фитотерапии, то православие приветствует только лечение у травников, которые не сочетают применение трав с заговорами и чтением непонятных молитв. Не совпадает также с православным учением использование тибетских и египетских методик, с применением «волшебных» или «золотых» горошин, чтением заговоров или мантр.
При лечении инфекционных заболеваний православие не выделяет противоречащих вероучению методов. Небольшое исключение составляют заболевания венерического характера, когда больному рекомендуется задуматься о нравственных устоях своего поведения.
Не противоречат учению и массаж, и мануальная терапия, но не воспринимается бесконтактный и биоэнергетический массаж, основанный на внушении.
Противоречий относительно иглорефлексотерапии особых нет, так как вопрос еще находится на стадии изучения. Но механическое использование иглотерапии не возбраняется, без сопровождения ее чтением заговоров и мантр.
Недопустимым считается обращение к экстрасенсу.
Согласно православному вероучению недопустимы методики, направленные на искусственное продление жизни. Сюда можно отнести такие методики, как: «эликсир жизни»; медпрепараты, направленные на повышение потенции в преклонном и старческом возрасте, пересадка органов с целью омоложения.
А вот в офтальмологии, рентгенологии, стоматологии, эндокринологии, применяемые методы совершенно не противоречат православным устоям.
Как воспринимает наша православная Церковь программу ЭКО? Считает ли она это чудом, или же склонна, в большей степени, отнести к разряду грехов?
Согласно православным канонам, если семья длительное время остается бесплодной, при этом желая ребенка, то на это воля Божия. Просто Господь не торопится одаривать данную пару чудом чадородия из-за того, что ему ведома причина, которая кроется в одном из супругов, или же в их отношениях. Но не стоит таким супругам отчаиваться и сразу же прибегнуть к ЭКО, так как и в этом случае, если не будет на это Божьего промысла, то оно окажется безрезультатным. Лучше стоит проанализировать причину, по которой Всевышний не находит их семью подходящей для появления нового человека, возможно пришло время пересмотреть свои жизненные ценности и ориентиры.
Безусловно, большого одобрения процедура ЭКО не вызывает у представителей Церкви, так как здесь прослеживается идея рождения младенца любой ценой. Парой движет не желание иметь детей, а соответствие общепринятым в обществе нормам. Но тогда можно оглянуться вокруг, где столько много уже рожденных детей, и которые так нуждаются в помощи и поддержке. Тем более, что давно замечен следующий феномен: как только семья берет на воспитание чужого ребенка, так сразу же наступает беременность.
Но и категорического возражения против ЭКО Церковь также не имеетт. Но здесь есть некоторая оговорка, такая процедура допустима только в том случае, если используются половые клетки мужа и жены, а не постороннего донора и женщина лишена возможности к естественному зачатию. Также, должны быть пересажены в женский организм все оплодотворенные эмбрионы, для дальнейшего развития беременности. Эта христианская точка зрения полностью совпадает и с медицинской, человек приходит в этот мир уже с момента его зачатия.
Церковь относится к детям, рожденным с помощью ЭКО, так же, как и ко всем остальным. Любые составляющие церковной жизни им доступны в равной степени с детьми, рожденными в процессе естественного оплодотворения.