Этих особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" - от древнерусского "два на десяте" - двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.
Первая категория - неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября
Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября
Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря)
Рождество Христово - 25 декабря (7 января)
Богоявление, или Крещение Господне - 6 (19) января
Как известно, праздник Крещения состоялся 19 января, а предыдущий день по канонам Православной Церкви называется Навечерие или Крещенский сочельник.
Навечерие – говорит само за себя, это есть это канун наступающего церковного торжества. Второе же название преддверия Великого праздника – сочельник, связано с тем, что в этот день принято варить сочиво, то есть специальный компот (взвар) с медом и изюмом.
В этот день следует окропить свое жилище святой водой. Начать следует с того угла, в котором находятся иконы, а лишь затем повернуться в другую сторону, направо, налево и так обойти весь дом или квартиру. При этом, не следует обходить стороной даже самые нечистые места. Окропляя жилище, следует читать молитву: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещении ума моего, в укреплении душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»
Принято считать, что к освященной воде следует относиться трепетно, тогда она не испортиться долгое время. Хранить ее следует рядом с иконостасом. Не обязательно идти за ней в Храм, 19 января, в Крещение Господь освящает воды на всей земле, чтобы все желающие, хотя бы раз в год, приняли очищение. Но среди христиан принято запасаться водой, освященной в храме. Помимо того, что ей окропляют свои жилища, вещи, ее еще и пьют с верой в Божью помощь.
Еще одной православной традицией считается купание в проруби крещенской ночью. Считается, что такое купание избавляет от грехов, но полностью очиститься от греховного можно только на исповеди. Освящение водных источников проводится после того, как в праздник Крещения пройдет литургия.
Принято также, после богослужения, отправляться торжественной процессией к проруби, где и проходит ее освящение, затем все желающие могут в ней искупаться.
Такое купание, помимо очищения греховного, помогает избавиться от различных немощей и недугов. Купание в проруби лучше проводить в надетой на тело рубашке, чтобы соблюсти христианскую благопристойность, не выставляя тело на показ. Купание, как правило, означает трехкратное погружение в воду с головой. При этом следует креститься и произносить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» Этими словами призывается Господь для очищения.
В настоящее время, большинство священнослужителей призывают использовать для ритуального омовения специально вырубленные проруби. Возле них должны находиться, помимо представителей церкви, спасатели и медицинские работники.
Сретение Господне - 2 (15) февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля)
Преображение Господне - 6 (19) августа
Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа.
Мы следуем традиционной датировке праздников: сначала указываем число по старому стилю, затем в скобках - по новому.
Вторая категория двунадесятых праздников - переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Эти три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (иначе - Вербное воскресенье) - празднуется за неделю до Пасхи
Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе)
День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т. е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье).
Сам праздник Пасхи - День светлого Христова Воскресения - в этот счет не входит, ибо он есть "праздников праздник и торжество из торжеств", и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Пасху считают отдельно, в зависимости от фаз луны. Праздник Пасхи перемещается - так называемые "пасхальные пределы" - в пределах 35 дней: 4 апреля до 3 мая и может падать на любой из воскресных дней в этот период.
Кроме двунадесятых Церковь отмечает и другие большие праздники, о которых будет рассказано в этом разделе.
Церковный год начинается с сентября.