Венчание красиво, действительно красиво, для несколько отвыкших от походов в церковь (а чаще всего даже венчающиеся не особо утруждают себя многочисленными службами) может быть даже экзотично. Рядом с навязшей на зубах церемонии в ЗАГСе, когда довольно часто про регистратора хочется воскликнуть что-то в духе: "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет!", с его пятнадцатиминутным конвейером, лакированными работниками, которые (судя по интонациям) периодически подрабатывают на похоронах и забывают менять выражение лица, суетой, однообразием и полным отсутствием достоверности и благожелательности, церковь все-таки выглядит гораздо лучше. Венчание длиться дольше, священник совершает разнообразные действия (правда, большая часть присутствующих напрочь не понимает по-старославянски, но что поделать?), церковь красива, звучит хор (что вдвойне приятно, если он хороший), да и священник выполняет множество разнообразных функций, поэтому взгляд и речь его куда живее и приятнее. Более того - процедура не столь официальна, наоборот, священнослужители зачастую пытаются придать ей домашний характер, чтобы венчающиеся не чувствовали себя растянутыми на дыбе. Никто не дергает родителей и не поздравляет их металлическим тоном. Свидетельство, полученное при венчании, можно смело терять - его легко восстановить, это бумага скорее приятная, нежели официальная. В общем - все высоко, красиво и приятно.
Теперь о потенциальных минусах.
Церковь желательно выбирать не очень большую, но обеспеченную. Если же решить венчаться в центральной цитадели города, то вполне можно столкнуться с километровой очередью, и тогда церемония повторит ЗАГС, а это неприятно. Затем - договариваться нужно заранее (изначально лучше обратиться к бабушкам в прицерковной лавке - они скажут, кто здесь занимается всеми организационными вопросами), при этом тщательно спросить, что требуется (свечи, полотенца, кольца, платки, иконы желательно приготовить за неделю), еще очень неплохо сходить на какое-нибудь постороннее правильное венчание вместе с женихом и свидетелями, чтобы они представляли, что от них потребуется. Если свидетель - воинствующий атеист, можно столкнуться с серьезными проблемами.
Не стоит забывать, что перед венчанием жених и невеста по правилам должны исповедаться и отстоять службу - хотя бы за день. Очень желательно, чтобы свидетели были несколько выше жениха и невесты - им придется держать короны над их головами, а они не то чтобы тяжелые - просто иногда это затягивается минут на двадцать, и тут даже просто вытянутую руку мускулы держать устанут. Если у невесты длинный шлейф или очень пышная юбка - лучше это как-нибудь заранее заколоть, потому что вокруг аналоя священник невесту и жениха ведет очень быстро, а свидетели должны за ними поспевать и (желательно) не падать.
В церкви невеста стоит без букета (у нее свечкой руки заняты), поэтому его заранее лучше кому-то отдать, иначе на церемонии может возникнуть заминка. Свидетели и жених должны знать, что на каждое "Господи, помилуй!", "Мир Вам" и крестное знамение повернувшегося священника они тоже крестятся, а не стоят столбом, созерцая иконостас, как это довольно часто бывает.
Священника желательно заранее предупредить, что вы торопитесь, а потому поздравительная речь не должна быть очень долгой - сталкивались с очень многословным священнослужителем, который после венчания еще сорок минут читал лекцию на тему супружеской измены в таких терминах, что у всех психологов (а их случайно присутствовало четверо) отпала челюсть по поводу его безграмотности. Гораздо лучше будет, если он просто поздравит мужа и жену и на этом все закончится.
Христианскому браку может препятствовать несколько условий:
- один из брачующихся, или оба, считает (считают) себя атеистом (атеистами);
- если один из супругов не крещен и не собирается этого делать перед венчанием;
- если брак состоится между кровными родственниками, включая и троюродных;
- если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом, то нужно вначале расторгнуть предыдущий гражданский брак, а если же он был церковным, то следует обязательно взять разрешение у архиерея.
Отсутствие родительского благословения – факт конечно прискорбный, но воспрепятствовать венчанию он не в силах.
Помните о том, что Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.
Неодобрительно Церковь относится и к повторным бракам, во время богослужения добавляются две покаянные молитвы.
Кто может расторгнуть такой брак?
Только правящий архиерей той епархии, где было совершено венчание, при наличии серьезных причин (например, прелюбодеяние, т.е. измены одного из супругов или обмана при произнесении свадебной клятвы).
С венчанием связаны и некоторые суеверия:
- случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча, предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или же раннюю смерть одного из супругов;
- кто первым вступит на расстеленное полотенце – будет всю жизнь главенствовать в семье;
- нельзя венчаться в мае, всю жизнь будешь маяться.
С гостями нужно обходиться осторожно - среди них встречаются в разной степени верующие и неверующие, а последних желательно поставить подальше, поскольку их скучающие скептические лица никому не поднимут настроения, особенно священнику. Как и девушки в брюках без косынок на головах (я, например, постоянно хожу в черном и брюках и таких, как я, рекомендуется запихать поближе к ступенькам возле выхода цветы держать). У некоторых вполне может быть аллергия на ладан (включая невесту), поэтому товарищей, склонных к обморокам, лучше снабдить специальными сильно пахнущими веществами. Ближе к венчающимся рекомендуется поставить (именно на венчании) родителей, бабушек-дедушек, тетушек и прочих пожилых родственников, которые, даже если и не знакомы с церемонией, создают общее благообразное впечатление. Воинствующих программеров, друзей жениха, эксцентричных подруг и вовсе желательно вежливо отправить сразу же в ресторан или покупать букеты для родителей - и пользу принесут, и настроение никому не испортят, особенно себе.
Во время венчания желательно не разговаривать, не допускать нищих и прочих полупотусторонних обитателей церкви и близлежащей территории, которые вполне способны прицепиться к кому угодно, включая основных участников, с пожеланиями счастья или какими-нибудь своими хорошими (плохими) приметами и советами. Их порой непотребный вид (или запах) никому не нужен ни на пленке, ни в воспоминаниях, а потому их лучше сразу отправлять из церкви с просьбой зайти попозже.
Ну и, наконец, самое главное - необходимо серьезно задуматься: а надо ли оно? В отличие от развода, процедура развенчивания (есть и такая) занимает около года потому, что отменить однажды принятое решение может только сам Патриарх и понятно, какая к нему очередь. Более того, если молодожены сами верят серединка на половинку, их смущение и неумелость будет очевидна и странна, особенно для них самих.