С одной стороны, представители данной методики активно используют "детство" в качестве уникального периода в жизни ребенка для развития неограниченного творческого потенциала. С другой, категорически против раннего интеллектуального развития, чтобы не разрушать еще не сформировавшийся эмоциональный и духовный мир ребенка. Вальдорфские педагоги и воспитатели помогают ребенку всецело насладиться прелестями раннего возраста, упорно избегая при этом любого воздействия на мыслительные процессы малыша младше 7 лет.
Вальдорфская педагогика в корне ориентирована на личность и индивидуальный подход к каждому ребенку. Ее нередко называют "педагогикой равных возможностей", ведь все дети от рождения равны и имеют одинаковые шансы и творческий потенциал независимо от интеллекта, половой принадлежности, национальности или наследственности.
В детских садах и школах, придерживающихся взглядов вальдорфской педагогики, создание психологического комфорта для детей - условие непременное. Вальдорфские педагоги имеют прекрасную психологическую подготовку, благодаря чему способны разобраться в мотивах поведения ребенка, его потребностях, оказать необходимую помощь и поддержку. Они управляют детским коллективом не методом проб и ошибок, а сознательно, обладая качественными профессиональными знаниями и опытом.
Значительная роль в развитии детей отводится народным и культурным традициям, праздникам и развлечениям. Многочисленные театрализованные сценки и драматические спектакли с использованием вальдорфовских кукол-самоделок, создают положительный эмоциональный настрой и способствуют развитию творческих способностей малыша. Не менее эффективны занятия различными ремеслами (лепка, рисование, вышивание, резьба по дереву, конструирование), а также совместное изготовление приспособлений и атрибутов для игр, настольных и пальчиковых кукольных театров.
Большое значение вальдорфской педагогикой придается также развитию речи. Причем происходит это естественно и занимательно для детей. В норме дошкольник и младший школьник имеют повышенную двигательную активность и потребность в движении, и занимательные речевые упражнения (которые на самом деле являются играми) сопровождаются соответствующими тексту движениями, при этом текст легко запоминается, и речь ребенка подчиняется ритму естественных движений тела (сравните с обычной практикой заучивания наизусть стихов и декламированию их стоя). Для детей это - и не упражнение вовсе, а увлекательная игра.