Следует сразу определить понятие акушерства. Акушерство (от франц. accoucher — рожать) — медицинская дисциплина, заключающая сведения о детородной функции женщины и трактующая о рациональной помощи во время нормального и патологического течения беременности, родов и послеродового периода. Важным разделом акушерства являются профилактические мероприятия, направленные к предупреждению патологических процессов, могущих возникнуть на почве беременности.
Исключительно высокая детская смертность, калеченье женщин, связанные с отсутствием медицинской помощи, с невежеством бабок-знахарок, привели к тому, что в середине XVIII столетия начали раздаваться отдельные голоса русских ученых-патриотов о необходимости проведения мероприятий по увеличению и сохранению российского населения. Первым поставил вопрос о борьбе с огромной детской смертностью как важнейшей государственной задачей гениальный русский ученый М. В. Ломоносов. В письме к министру Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов указывал на необходимость обеспечить население медицинской помощью.
Среди мероприятий, направленных на разрешение указанных задач, Ломоносов большое значение придавал постановке родовспоможения. Он предложил «выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке...». Для создания руководства по повивальному искусству Ломоносов рекомендовал созвать съезд наиболее опытных повивальных бабок и труды этого съезда издать как «наставление».
В 1754 г. по проекту П. 3. Кондоиди Правительственный сенат впервые ассигновал средства для обучения бабок искусству повивания, и в 1757 г. была впервые открыта повивальная школа в Москве. Вскоре такая же школа была открыта и в Петербурге. Обучение в этих школах велось по книге московского профессора Эразмуса, которая называлась «Наставление, как каждому человеку вообще в рассуждение диеты, а особливо женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Для приобретения практических навыков ученицы работали у бабок. По окончании практики ученицы держали экзамен и получали звание «присяжных бабок» и право «отправлять бабичью должность».
Но и таких повивальных бабок было очень мало. Достаточно сказать, что профессор Эразмус за 20 лет своей преподавательской деятельности подготовил всего 35 повивальных бабок, из них только 5 русских.
Во времена Екатерины II И. И. Бецкой (1704—1795) основал один воспитательный дом в Москве (1763), а другой в Петербурге (1772). Им же при этих домах были основаны первые в России родильные госпитали.
Впервые в России Петром I были изданы некоторые законоположения, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые не подвергались никакому контролю. Прежде всего был издан в 1804 г. указ, запрещавший под страхом смертной казни убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам.
Как средство увеличения народонаселения, ставшего проблемой при новых, повышенных потребностях комплектования армии и флота, несколько позже Петром I были заложены и первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов.
Так, в 1712 г. Петр I издал указ: «По всем губерниям учинить шпиталеты для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены...». Но дело призрения «зазорных младенцев» продвигалось медленно, а потому Петр I в 1714 и 1715 гг. снова издает подобные указы, добавляя распоряжение о том, чтобы для ухода за подкинутыми младенцами в «шпиталетах» набрать «искусных жен».
С распространением в России просвещения и ростом общей культуры увеличился спрос на разумную акушерскую помощь, ощутилась потребность организовать подготовку если не врачей-акушеров, то на первое время хотя бы отечественных акушерок. Уже после Петра I, в царствование Елизаветы, правительство сделало решительный шаг в деле плановой подготовки акушерок.
21 марта 1754 г. директор Медицинской канцелярии П. 3. Кондоиди сделал «Правительствующему Сенату от Медицинской канцелярии о порядочном учреждении бабичева дела в пользу общества представление», в котором указывал, «сколько злых следствий рожашщам за неимением ученых и искусных бабок ежедневно происходит», а потому считал необходимым взять на учет всех повивальных бабок, подвергнуть их экзаменам, ввести за счет казны «присяжных бабок», «городовых» акушеров и акушерок и открыть в Москве и Петербурге по одной «бабичьей» школе для подготовки акушерок.
В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести выдающемуся организатору здравоохранения П. 3. Кондоиди (1710—1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению. Он, оценивая специфические особенности госпитальных школ, которые имели своим назначением подготовку военных лекарей, не решился ввести преподавание в этих школах акушерства. Но так как потребность в рациональной акушерской помощи к этому времени уже достаточно назрела, П. 3. Кондоиди поставил вопрос об отдельной организации акушерских школ, что и было им предложено в упомянутом выше «Представлении» в Сенат. П. 3. Кондоиди дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из «профессора бабичьего дела» и его помощника-лекаря, именовавшегося акушером. Преподавание анатомии женского полового аппарата должно было проводиться на трупах. К слушанию «лекционов» профессора привлекались также и практикующие уже бабки, так как школы имели целью подготовлять новых акушерок и усовершенствовать знания старых. Кроме этих занятий, носивших теоретический характер, должны были происходить и занятия практические, у постели роженицы. Вести их должны были бабки, уже имевшие право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на роды. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения поручалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, по и всю страну.
Начиная с XIX века в России бурно началось развитие акушерства. Великие ученые постоянно привносили свой вклад в развитие этой медицинской дисциплины. Особенно хочется отметить деятельность В.Ф.Снегирева. В честь него была названа клиника Акушерства и Гинекологии Московской Медицинской академии им. И.М.Сеченова.