Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в начале нового учебного года, то есть в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов.
Во-первых, даже если ребенок приходит в группу, состав которой в целом остался неизменным с прошлого года, проблема новичка, оказавшегося в уже сформировавшемся коллективе, оказывается не слишком острой. Ведь за лето малыши успели подзабыть друг друга, да и новеньких в сентябре всегда оказывается хотя бы несколько. Таким образом, всем приходится привыкать к садику и друг к другу заново, и новые дети не слишком выделяются в этом отношении среди всех остальных.
Во-вторых, летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, скорее всего, за городом, а может быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины - все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно тогда, когда полагается - то есть в начале лета, а не в ноябре.
Наконец, в-третьих, в сентябре еще достаточно тепло, много овощей и фруктов. А время плохой погоды, мокрых ботинок и эпидемий гриппа и простуд еще не наступило. И это тоже обнадеживает: есть шанс, что малыш успеет приспособиться к новому образу жизни прежде, чем все вокруг начнут чихать и кашлять. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало "садиковой" жизни именно на конец августа-сентябрь
Наверняка, новый режим предполагает раннее пробуждение. Так почему же сейчас возникают сомнения - "ломать" распорядок дня сына или оставить все как есть? Вам все равно предстоит это сделать, а формировать новые биологические часы лучше заранее... Тогда и проблема с посещением группы раннего развития решается положительно сама собой.
Я не знаю особенностей финских детских садов. Но если говорить о наших учреждениях, то малыш из ясельной группы вряд ли сможет видеть свою сестру, даже если она ходит в этот же детский сад. Более того, увидев ее на прогулке, мальчик может заново переживать момент разлуки с Вами, а при уходе в группу снова испытывать стресс...
Вообще, на мой взгляд, поход в детский сад - событие весьма серьезное в жизни как малыша, так и его мамы. К нему стоит готовиться тщательно и загодя. В вашем нежном возрасте необходимо выбрать подходящего воспитателя - чтобы максимально сгладить все травмирующие моменты и подводные камни. Конечно, отсутствие речи в данном возрасте также несколько осложняет процесс адаптации - малыш не может объяснить, чего он хочет, что ему нравится или не нравится, затруднено обсуждение прошедшего дня...
Кроме всего прочего, Вы должны отдавать себе отчет в том, что иммунитет у таких карапузов весьма неустойчив, он только формируется, отсюда возможность частых простудных и инфекционных заболеваний резко повышается. Поэтому и рекомендуют начинать посещать садик постепенно, не бросаясь с головой в работу - иначе последующие частые больничные могут изрядно испортить карьерный рост родителей.
Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет есть, смело оставляйте до обеда. Это у вас займет неделю, самое большее дней 10. Не спешите сразу выходить на работу, особенно если Вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.
Первое время утром можно не говорить малышу, что мы идем в садик. Идем гулять! И «догуливаем» до садика. И только когда он перестанет подниматься и отпускать Вас со слезами по дороге можно рассказывать о садике, о том, что там сегодня будет: какие занятия, игры…
Оптимальный возраст для детского сада – 3 года. Попробуем разобраться, почему.
Желательно, чтобы ребенок более или менее умел разговаривать. Почему это важно? Краткого отчета воспитательницы в конце дня не всегда бывает достаточно. У малыша должна быть возможность делиться с вами радостями и тревогами, которые посетили его в ваше отсутствие. Психолог Е. Шерман советует: «Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) «да» или «нет».
В возрасте трех лет ребенку становится неполезно быть замкнутым в кругу семьи. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Формируются навыки социализации.
Ребенок трех лет лучше владеет навыками самообслуживания, в частности, благодаря известному кризису этого возраста под названием «Я сам!». Хотя некоторые психологи не рекомендуют подвергать малыша воздействию сразу двух стрессовых ситуаций: возрастного кризиса и вливания в детсадовский коллектив. Психика его в этот период находится в крайней степени напряжения. Она становится ранимее, чем прежде, острее реагирует на различные обстоятельства окружающей среды. Поэтому, если есть возможность не устраивать трехлетке дополнительных испытаний, переждите этот кризис.
Поговорите с воспитательницей или заведующей. Список вопросов обязательно запишите, чтобы не тратить понапрасну чужое и свое время. Советуем уточнить перечень повседневных вещей, которые понадобятся малышу в садике.
Вот примерный список:
одноразовые подгузники (если ваш ребенок еще мал),
запасные комплекты одежды,
полотенца,
постельное белье,
расческу,
сменную обувь,
трусики,
колготки и носочки,
справку от врача (плюс прививочный сертификат),
деньги, чеки или квитанции об оплате и многое другое.
Ваша задача также узнать следующее:
к которому часу нужно привести малыша,
допускаются ли опоздания,
каков режим группы,
чем детей кормят,
какое расписание приемов пищи и сна,
телефоны садика.
В стандартном государственном детском саду распорядок дня примерно таков:
7.00 - 8.30 - прием детей в группу
9.00 - завтрак, затем - прогулка, занятия
12.00 (или 12.30) – обед
13.00 -15.00 - тихий час
15.30 - полдник, затем - игры, прогулка.
Закрываются детские сады, как правило, в 18.00.