Все дети любят своих родителей и очень стараются заслужить родительскую любовь и внимание. Каждый ребёнок хочет радовать маму с папой, делать для них что-то хорошее. Каждый ребёнок любит, когда его хвалят, ценят. Именно поэтому он может по многу раз повторять то действие, за которое его похвалили. Он рад этой похвале, он видит улыбку на нашем лице и стремится пережить эту радость снова и снова.
Если же малышу не хватает нашего внимания, то он чаще начинает нам мешать, всячески привлекая к себе внимание. Нам приходится отрываться от своих дел, отпуская замечания ребёнку. И, конечно, это совсем не то внимание, на которое рассчитывал малыш, но всё же это гораздо лучше, чем ничего. Хоть на секундочку, но мама на него посмотрела, хоть и в грубой форме, но папа с ним поговорил.
Часто мы удостаиваем ребёнка вниманием именно такого рода. Нам проще делать по многу раз замечания, чем отвлечься и провести немного времени с малышом. Мы боимся избаловать ребёнка, уделив ему лишние десять минут или ещё раз похвалив. Хорошие поступки мы считаем чем-то обычным и не замечаем того, с каким трудом они дались малышу. Порой мы наблюдаем за ребёнком только для того, чтобы предупредить все его ошибки, чтобы вовремя поправить его и прочитать нотацию. Нам проще наказать малыша за плохую отметку или замечание в школе, чем похвалить за успех. Но такой подход к детям унижает их и отбивает всякое желание что-либо делать. Ведь если обращать внимание только на плохое, то откуда же у малыша появятся силы добиваться успеха?
Поэтому основной принцип успешного воспитания - внимание должно уделяться ребёнку не тогда, когда он плохой, а когда он хороший! Главное – замечайте малыша именно в те минуты, когда он спокоен, когда он незаметен, когда не скандалит и не привлекает к себе внимание хулиганским поведением.
Если же начинаются такие выходки, то любые замечания сводите к минимуму. Ведь ребёнок добивается от Вас именно ярких эмоциональных реакций: «Сейчас я ещё раз хлопну дверью и мама мне покажет увлекательный «спектакль»! Дети любят наблюдать за нашей бурной реакцией. В такие минуты они управляют нами и очень этому рады. Они расценивают наши крики, как своё большое достижение: «Я такой маленький, а уже вот что могу!» Поэтому лучше просто не обращать на ребёнка никакого внимания, никак не реагировать на его поведение: не кричать, не смотреть на него, не разговаривать с ним. Игнорировать малыша следует до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длится и 5, и 25 минут. Лучше набраться терпения и заниматься своими делами. Остальные члены семьи, которые наблюдают ту же картину, также должны игнорировать ребёнка. Как только малыш перестанет себя неправильно вести, его нужно похвалить. Например сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда так громко кричат. У меня от этого начинает болеть голова. Сейчас, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше. Спасибо!». И помните, что мы игнорируем только плохое поведение малыша, а не его самого.
Если проступок действительно серьёзный и его нельзя оставлять без внимания, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, молча возьмите малыша за руку, отведите его в свою комнату и спокойно идите заниматься своими делами. Можно сказать: «У нас так никто не делает», «Мне не нравится, когда со мной так поступают», «Мне очень неприятен этот поступок. Посиди тут и подумай». При этом тон Вашего голоса должен быть спокойным. Если же Вы покажете, что шокированы или возмущены, то потом ребёнок будет повторять свой поступок, чтобы подразнить или позлить Вас.
Но если Вы хотите закрепить какой-либо полезный навык малыша, если он совершил какой-то хороший поступок, то Ваша улыбка и похвала просто необходимы. Ребёнок нуждается в поощрении, признании или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно. Когда мы обращаем внимание ребёнка чаще на то, что у него получается хорошо, то этим мы выражаем уверенность в его силах и оказываем ему поддержку.
Нам следует подчёркивать и усиливать радость малыша от преодоления трудностей. Это будет вдохновлять его, повышать его самооценку и уверенность в своих способностях, вызывать желание достичь новых результатов. Нам необходимо замечать проявленную ребёнком душевную чуткость, доброту к близким, высоконравственное поведение в сложной ситуации. Это необходимо для его нормального развития. Мы должны хвалить ребёнка за старательность и помощь нам. И тогда нам не придётся жаловаться на малыша, что он лентяй и ничего не хочет делать.
Способы похвалы бывают разные. Можно хвалить словами: «Мне очень понравился твой поступок», «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился яблоком со своим младшим братом вместо того, чтобы драться с ним!», «Твоя помощь очень помогла мне. Спасибо! Теперь я знаю, что могу доверить тебе важные дела».
Хвалите только поступки и дела ребёнка, а не его самого.
Напротив, похвалы, оценивающие самого ребёнка, а не его поступок – вредны: «Ты замечательный сын!», «Ты настоящая мамина помощница», «Ты такой молодец!», «Ты у меня самый умный!». С одной стороны эти слова могут сделать ребёнка излишне самоуверенным. И он всю жизнь будет страдать от своей «исключительности» и «уникальности». С другой – они могут вызвать в малыше сомнения и тревогу. Ребёнок почувствует, что он далеко не такой «чудесный сын» и не может быть им. И не дожидаясь, что его «разоблачат», он совершит какой-либо неблаговидный проступок.
Поэтому лучше строить свои комментарии так, чтобы ребёнок сам сделал положительные выводы о себе и своих способностях.