До полутора лет кроха реагирует в основном на эмоции, которые скрываются за словами. Называй малыша хоть бандитом с большой дороги если мама улыбается и голос ее ласков, ребенок расцветает в ответ и тянется к ней ручонками. Но вот ему уже больше годика... И он не только чувствует КАК говорят, но и понимает ЧТО. И обычные, но в сердцах сказанные слова родителей приобретают для него значение сверхъестественного послания. Они программируют его жизнь!
Ляпнуть сгоряча можно многое, и ребенок родителей простит. Можно назвать его хитрым крокодилом и коварной обезьяной. И услышать в ответ «сама обезьяна», сказанное ребенком не менее свирепо и безо всяких признаков раскаяния. Но некоторые вещи нельзя произносить вслух НИКОГДА просто потому, что они вырываются из глубины нашей души, из тех тайников, о существовании которых мы и не подозреваем. И ребенок понимает это сказано не просто так. И принимает сказанное к сведению. Если мы знаем, как пагубно то или иное слово-«код» способно отразиться на судьбе нашего ребенка, нам нетрудно и промолчать.
«Я тебя не люблю»
Ничего кроме страха и безысходности эта фраза ничего не вызовет у малыша: «Я плохой, я никому не нужен». Еще одна разновидность: «Если не будешь слушаться, я не буду тебя любить». Ребенок начинает воспринимать любовь только как награду за хорошее поведение, поэтому не ждите, что, когда что-нибудь случиться в жизни вашего ребенка, он придет за поддержкой к вам.
«А вот сынок тети Гали уже научился…». Когда вы говорите подобным образом, то думаете, что желание быть лучше «сына тети Гали» заставит ребенка с новой силой взяться за освоение занятия, которое до сих пор ему не давалось.
Конечно, может быть, взрослый человек и действовал бы по подобной схеме.
Но ребенок еще не умеет «читать» подтекст высказывания.
Он перерабатывает только ту информацию, которую на самом деле услышал.
В итоге, получается, что ребенок считает, что он в чем-то хуже, чем его ровесник.
Такой простой фразой вы можете отнять у ребенка уверенность в собственных силах.
«У тебя руки не тем концом вставлены!», «Не трогай, сломаешь!», «Как всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого лентяя никогда в жизни не видела»
Почему нельзя. В этот период ребенок познает свои возможности и свои силы. Подобные безапелляционные суждения убивают в нем и самооценку, и уверенность в себе. Он чувствует себя ничтожным и слабым. Родители говорят, что никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие они знают. Значит, я буду самым бестолковым!» думает школьник. И делает следующий вывод: «Мне незачем учиться все равно я неумеха». Если ваш сын лентяй и прогульщик, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторый процент особо волевых и крепких детей стремится доказать родителям, что чего-то стоит, но не получает от своих успехов никакой радости.
«У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».
Почему нельзя. Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктом, как зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на родителей, ревнует маму и папу друг к другу и постигает на личном опыте, что оборотная сторона любви ненависть. Он за что-то сильно обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!» А она вдруг и говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь» неужели и вправду умирать собралась, но он же на самом деле хороший и очень-очень ее любит! У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.
«Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) отдам тебя вон той тете».
Почему нельзя. Бедный ребенок тебе верит. И очень боится, как бы его кому не отдали, и сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы так легко с ним расстаться. Не дай Бог в этот период у него появится сестричка или братик все, комплекс неполноценности «я был такой ужасно плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка» останется с ним на всю жизнь.
«Ну я же тебе говорила!»Например, ваш малыш захотел вас удивить, выполнив какой-нибудь трюк, допустим, перепрыгнув через лужу.
Но, увы, представление с треском провалилось.
Если вы в этот момент произнесете подобную фразу, то ребенок подумает, будто вы радуетесь его неудаче.
Это будет выглядеть примерно так: «Я же тебе сразу говорила, что у тебя ничего не получится! Зачем было лезть, куда тебя не просят!?».
«Хватит быть трусом!».Вы правда считаете, что подобная фраза способна избавить ваше чадо от чувства страха?
Вы очень сильно ошибаетесь.
Мало того, что останется страх ребенка перед чем-то, так еще и ваше осуждение, звучащее в этих словах, способно еще больше усложнить ситуацию.
Вы должны дать своему ребенку понять, что страх – это естественное и вполне нормально чувство человека, которого не следует стыдиться.
Малыш должен быть уверен – со своим страхом можно совладать. Скажите что-то вроде: «Я понимаю, что тебе страшно. Это потому, что это занятие новое для тебя. Но ничего, скоро ты привыкнешь!». Поведя себя подобным образом, вы даете ребенку понять, что он может на вас рассчитывать в любой критической для него ситуации.
«Делай что хочешь, мне все равно»
Как бы вы не были заняты, как бы вас ни волновал абсолютно «взрослый» вопрос о том, кто будет баллотироваться в парламент на ближайших выборах и что приготовить на ужин, вы должны постараться уделить минутку внимания своему ребенку, если он спрашивает вас о чем-то, хочет что-то сообщить. Оставляя малыша наедине со своими желаниями, вы рискуете потерять связь с ребенком, когда он еще рассказывает вам о чем-то. Малышу очень важно, что маме и папе интересны его дела. При этом ребенок начнет проверять на самом ли деле вам так все равно, делая что-то такое, что вы не разрешаете.